28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Арматурный каркас для фундамента своими руками

Конструкция арматурного каркаса для ленточного фундамента

Существует огромное количество различных типов фундаментов в зависимости от материала и конструкции, но все они имеют ключевой недостаток – слабая надежность при значительных или небольших грунтовых подвижках. Бетон считается прочным материалом, но он не способен длительное время выдерживать смещения почвы, он медленно разрушается, а с ним и само основание.

Чтобы такого не происходило используется специальный армированный каркас, который монтируют внутри фундамента перед его заливкой. Арматура имеет большую прочность на растяжение и разрыв, чем бетон, поэтому и выдерживает значительные нагрузки. Конструкция арматурного пояса существенно отличается в зависимости от типа основания, поэтому стоит подробно рассмотреть устройство каркаса для популярного среди частных застройщиков ленточного основания.

Несколько правил, о которых нужно помнить при армировании ленточных фундаментов

Несмотря на то, что конструкция ленточного фундамента относительно простая, сделать правильное армирование довольно сложно. Для этого нужно помнить о ряде ключевых правил:

  1. Армированию подлежит вся по площади конструкция фундамента.
  2. Запрещено оголять кромки арматуры, в противном случае внутри основания начнется процесс разрушения металла.
  3. Не рекомендуется сваривать места соединения арматуры.
  4. Для создания каркаса используется несколько видов прутьев, продольные могут иметь диаметр 12 мм и ребристую поверхность, а поперечные и вертикальные могут быть и гладкими с меньшим диаметром.
  5. Перед выбором типа арматуры нужно провести подробный расчет нагрузки на фундамент, а также изучить структуру и особенности почвы.
  6. Каркас всегда делается изначально и затем опускается в опалубку.

Если нет технической возможности рассчитать зоны наибольшей деформации, тогда лучше по всему периметру основания предусмотреть три уровня продольной арматуры. Все соединения следует делать зажимными с помощью проволоки.

Технология армирования ленточного фундамента

Армирование любого фундамента, в том числе и ленточного, состоит с нескольких подготовительных этапов:

  1. Расчет нагрузки здания на фундамент, а также подошвы на грунт.
  2. Выбор оптимального типа арматуры в зависимости от расчетных показателей, а также финансовых показателей.
  3. Подготовка строительной площадки, что включает расчистку территории, выкапывание траншеи по периметру будущего здания.
  4. Дно и стенки траншеи тщательно выровнять, устранить растительность и затем установить деревянную опалубку.
  5. На дне траншеи сделать песчано-гравийную подушку и утрамбовать ее.

После всех подготовительных работ можно начинать формировать арматурный каркас и в этом случае для более наглядного представления технологического процесса будет использоваться стальная арматура.

Формирование каркаса

Сначала каркас делается вне опалубки, но для ускорения процесса возведения дома, многие застройщики каркас делают непосредственно в траншее. Готовую конструкцию заливают бетоном, а опалубку покрывают гидроизоляционным слоем. Некоторые важные моменты при армировании ленточного фундамента:

  • если нет проекта будущего здания, тогда армирование проводится самостоятельно. При этом нужно использовать не менее двух вертикальных поясов, а горизонтальные пояса укладывают в зависимости от глубины залегания основания;
  • каждый пояс должен располагаться на расстоянии не менее 25 см от следующего;
  • выбор количества арматурных поясов также зависит от типа фундамента.

Для мелкозаглубленного основания может быть меньше поясов, чем для глубоко заглубленного. Количество арматурных поясов будет минимальным для не заглубленного основания.

Финансовый фактор. В некоторых случаях будет целесообразно использовать композитную арматуру с более высокими показателями прочности, чем металлическую.

Схема армирования ленточного фундамента

Практически все строители практикуют армирование по готовым геометрическим фигурам − квадрату или прямоугольнику. Столбчатые фундаменты армируют по кругу. Причина тут кроется в идеально правильных формах арматурного каркаса, ведь ровные линии и точные соединения гарантируют прочность конструкции в целом.

Чтобы сделать каркас правильно, нужно соблюсти толщину подушки прямо в траншее с учетом необходимого запаса для гидроизоляции и защитного слоя бетона. Поэтому, даже после заливки бетоном арматурного каркаса сложности в возведении основания не заканчиваются. Теперь нужно правильно и тщательно закрыть поверхность гидроизоляцией, причем категорически запрещено ее повреждать.

Именно ленточный фундамент считается самым простым и дешевым основанием в частном строительстве. Такое основание дешевое в возведении, так как здесь используется минимум рабочей силы, не нужно брать в аренду мощную строительную технику, также нет нужды использовать более дорогую мощную и прочную арматуру.

Единственная сложность – приходится делать сложные математические расчеты армирования, правильно устанавливать пояса и качественно их соединять.

Создание арматурного каркаса

  1. Угловое армирование. На углах фундамента образуется излишек давления со стороны здания, поэтому там арматура должна быть максимально прочной, и соединена правильно.
  2. Угловое армирование выполняют ярусами, причем соединение продольных прутьев выполняется непосредственно в зоне углового поворота. Некоторые специалисты, имеющие специальное оборудование, дополнительно изгибают прутья под углом 90 градусов и устанавливают на местах изгиба 2−3 ряда вертикальной сетки. Тогда прочность углового соединения будет максимальной и не возникнет вертикальное смещение. Оптимальное расстояние в углах должно составлять 3−5 см.
  3. Продольное стеновое армирование. Оно более простое, здесь достаточно разложить продольную арматуру по всей длине фундаментной плиты и установить вертикальные соединительные прутья.

Все соединения связать проволокой. Расстояние прутьев до верхней кромки опалубки и до боковых стен должно составлять до 5 см.

Технологический процесс армирования

Сначала устанавливается опалубка, внутренняя поверхность покрывается пергаментом или рубероидом.

В грунт траншеи вбиваются арматурные прутья расчетной длины и диаметра 10 мм. Прутья могут использоваться гладкие. Шаг между вертикальными прутьями составляет 400 − 600 мм.

На дне устанавливается подставка, на которую улаживают несколько рядов горизонтальных прутьев. Верхний и нижний ряды соединяются продольными перемычками и связываются между собой проволокой или стяжками.

При возведении каркаса нужно четко придерживаться допустимого расстояния до поверхности фундамента. Всегда должен быть запас бетона, который закроет концы прутьев и предотвратит коррозийные процессы внутри основания.

После установки каркаса нужно на дне траншеи предусмотреть вентиляционные отверстия и всю конструкцию залить бетоном.

Сколько нужно арматуры для ленточного фундамента

Для расчетов нужно знать несколько параметров будущего фундамента. Например, параметры основания следующие: ширина 3,5 м, длина 10 м; высота 0,2 м, ширина 0,18 м.

Расчет общего объема отливки. Для этого принимается в расчет объем типичного параллелепипеда, а именно используем все параметры:

Р = АВ + ВС + СD + АD = 3,5 + 10 + 3,5 + 10 = 27 V; 27 х 0,2 х 0,18 = 0, 972.

Расчет внутреннего объема фундамента: 10 х 3,5 х 0,2 = 7 м³.

Вычитаем объем отливки: 7 – 0,97 = 6,03 м³.

Итог: объем отливки — 0,97 м³, объем наполнителя — 6,03 м³.

Расчет количества арматуры. Для облегчения расчетов принимается усредненный диаметр металла 12 мм.

В отливке будет два горизонтальных пояса, а вертикальные ряды будут располагаться с интервалом 500 мм. Периметр ленточного фундамента составляет 27 метров. Таким образом, нужно использовать 54 метра горизонтальных прутьев и 114 прутьев по 0,5 метров для вертикальной обвязки. С учетом заводской конфигурации прутьев, для вертикали понадобится 114 х 0,7 = 79,8 м арматуры.

Итак, для возведения ленточного фундамента с такими параметрами, нужно использовать 1 кубометр бетона, 6 кубов наполнителя (песок и щебень), 134 метра арматуры, которую затем нужно будет болгаркой порезать на заданные куски. Объем древесины для опалубки в данном расчете не проводится.

Армирование ленточного фундамента: значение и особенности. Как армировать фундамент?

  1. Армирование ленточного фундамента: что это и зачем нужно?
  2. Из какого материала лучше делать арматурный каркас для ленточного фундамента?
  3. Как правильно армировать ленточный фундамент своими руками?
  4. Схема армирования ленточного фундамента
  5. Как армировать ленточный фундамент? Делать связку или сварку?
  6. Как вязать арматуру? Способы
  7. Армирование углов ленточного фундамента

На фундамент все время оказываются различные воздействия: движение грунта, вес дома, изморозь. Такие действия приводят к деформации и разрушению основания, а если оно портится, то и сама баня простоит недолго. Чтобы постройка служила много лет, важно, чтобы ленточный фундамент был сделан правильно. Одним из этапов монтажа основания является армирование. Рассмотрим подробнее, что собой представляет армирование, зачем оно нужно, и как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента.

Армирование ленточного фундамента: что это и зачем нужно?

Армирование фундамента – это метод увеличения несущей способности конструкции путем монтажа каркаса. При строительстве бани нужно учитывать все требования, которым должен отвечать фундамент, указанные в СНиП. Армирование ленточного фундамента необходимо, чтобы увеличить срок служба основания и всего строения в целом.

Основа ленточного фундамента – это бетон. Как известно, такой материал является непластичным, т. е. в момент растяжения он может легко треснуть. Металлический каркас отличается более высокой устойчивостью и надежностью, при армировании он берет часть нагрузки на себя, тем самым предотвращая растяжение и снижая риск разрушения фундамента, вязка арматуры под ленточный фундамент нужна обязательно.

Из какого материала лучше делать арматурный каркас для ленточного фундамента?

Прогресс не стоит на месте, постоянно появляются новые строительные материалы. Если раньше вязка арматуры была строго из металла, то сегодня можно увидеть пластиковую арматуру, варианты из стекловолокна и композитные детали. Так чем вязать арматуру лучше всего? Давайте рассмотрим материалы подробнее.

Несмотря на появление новых и более современных материалов, популярной остается именно металлическая арматура, проверенная временем. Срок ее службы составляет около 50 лет. Арматура отличается высоким весом, прочностью и надежностью. К ее главному недостатку можно отнести то, что она под воздействием влаги начинает ржаветь.

Чтобы сделать вязку арматуры для фундамента подойдет горячекатаная строительная арматура периодического профиля, механически упрочненная или термически обработанная.

При выборе арматуры нужно учитывать значение предела текучести. Для монтажа продольных рядов, несущих основную нагрузку, подойдут прутья класса А400 (АIII), допустимо использовать материалы и более высокого класса. Но учтите, что они будут стоить дороже.

Для перемычек подойдет гладкая арматура класса А1, это поможет уменьшить стоимость фундамента, при этом он будет иметь достаточную прочность.

Для ленточного фундамента подойдет арматура диаметром 6-12 мм.

Если сторона ленты менее 3 м, то допустимо для горизонтальных хомутов использовать прутья не менее 10 мм, если более 3 м – то не менее 12 мм. Для вертикальных хомутов при высоте фундамента менее 80 см подойдет арматура диаметром от 6 мм, более 80 см – от 8 мм.

Арматура из стеклопластика в 2 раза прочнее и в 9 раз легче металлической. Важным преимуществом этого материала является и то, что он, в отличие от металла, не подвержен коррозии. Арматура из стеклопластика имеет срок эксплуатации около 70 лет. При этом ее цена дешевле, чем на металлический вариант.

Вязку каркаса из арматуры можно сделать самостоятельно или купить готовую арматурную сетку. Второй вариант будет дороже, зато вопрос о том, как вязать арматурный каркас, не будет вас беспокоить, т. к. эти заботы берут на себя специалисты. Кроме того, преимуществом готовой сетки является то, что прутья прочно соединены друг с другом в заводских условиях. Это гарантирует, что каркас со временем не распадется, как это может быть с самодельным. Кроме того, в этом случае делать армирование фундамента будет проще: нужно лишь положить каркас в два параллельных слоя.

Как правильно армировать ленточный фундамент своими руками?

Прочная и правильно связанная между собой арматура отлично сохраняет форму при заливке бетона для фундамента. Но чтобы конструкция получилась качественной и надежной, нужно знать, как правильно вязать арматуру для фундамента, и правильно подобрать материалы.

По правилам любая арматуру нужно защищать от внешних факторов, для этого ее заливают бетоном. Причем необходимо, чтобы верхняя часть каркаса утопала в бетоне на 5 см, а нижняя – на 7 см.

Если вы хотите знать, как правильно армировать фундамент, то не забудьте изучить СНиП, где все подробно описано. В частности, в соответствии со СНиПом, общая площадь каркаса должна быть не менее 0,1% от площади поперечного сечения фундамента.

Зоны растяжения могут появиться и в верхней, и в нижней части фундамента, поэтому армирование следует делать с двух сторон.

Если вы делаете мелкозаглубленный фундамент, то шаг между горизонтальными прутьями при армировании должен быть равен 30 см.

Схема армирования ленточного фундамента

Сначала проводятся подготовительные работы по очистке территории. Далее нужно подготовить траншею.

Схема вязки арматуры для ленточного фундамента начинается с установки опалубки.

Армирование фундамента своими руками осуществляется по следующей схеме:

  1. Вбиваются металлические прутья на величину, равную глубине основания, на расстоянии до опалубки 5 см. Между прутьями нужно оставить 40-60 см.
  2. На дно устанавливаются подставки, на них кладутся 2-3 нитки нижнего ряда арматуры. В качестве подставок используются разные материалы, к примеру, подойдут кирпичи или камни. Благодаря им арматура располагается выше, и после заливки бетона она будет защищена со всех сторон.
  3. Ряды арматуры крепятся к перпендикулярно установленным штырям перемычками.
  4. Места соединений укрепляются путем сварки или связкой с проволокой.

После того, как вы сделали арматурный каркас, необходимо подготовить отверстия для вентиляции и залить бетон.

Схемы армировки фундамента могут быть разными. При выборе нужно учитывать размер фундамента, его несущую способность и личные предпочтения.

Оптимальным вариантом считается фундамент с каркасом квадратной или прямоугольной формы, т. к. в этом случае получается прочный каркас.

Как правильно армировать ленточный фундамент? Можно вязать конструкцию в траншее, как было описано выше, или сначала подготовить арматурный каркас, а потом опускать его в траншею. Разница этих схем вязки арматуры для фундамента в том, что во втором случае все можно сделать самостоятельно, если же монтировать каркас сразу в траншее, то понадобится помощь еще одного человека.

Как армировать ленточный фундамент? Делать связку или сварку?

Горизонтальные и вертикальные прутья должны образовывать единую конструкцию. Соединить их можно двумя способами: связкой или сваркой.

Недостатком сварки является то, что подобная процедура ухудшает физические свойства металла, он становится более хрупким, поэтому этот метод используется редко.

Изготовление арматурного каркаса для ленточного фундамента

Практически в любом случае монолитное бетонное основание для дома необходимо усиливать посредством армирования: сам по себе бетон является жестким и непластичным материалом, который не будет устойчив к пучению грунта или физическим воздействиям без дополнительного укрепления. Добавление арматуры позволяет увеличить устойчивость не только к пучению, но и к нагрузкам в результате усадки здания, которая может привести к трещинам на основании, если железной основы в конструкции не будет. Арматурный каркас для ленточного фундамента изготовить достаточно просто, и ряд приведенных рекомендаций поможет сделать это самостоятельно.

Что необходимо для создания железного «скелета»?

Для того, чтобы создать арматурный каркас ленточного фундамента, понадобятся следующие материалы:

  • Прутья диаметром 10-15 мм.
  • Прутья диаметром 5-10 мм.
  • Проволока для скрепления между собой.

Важно! Специалисты не рекомендуют сваривать прутья, поскольку сварка рискует нарушить конструкцию самого каркаса, к тому же при нагрузках на разрыв, которые возникают в процессе усадки, она не слишком надежна.

Расчет материалов

Количество арматуры зависит от ряда факторов. К ним относятся и конструктивные особенности будущего дома, и степень заглубленности фундамента, и диаметр самих прутьев. Важно помнить, что осей толстых прутьев всего четыре: они создают прямоугольную форму по периметру основания, а что касается более тонкой арматуры, то она необходима для поддержания толстых прутьев, и расстояние от одного прута до другого должно составлять от 0,5 до 0,8 метра. Готовый армокаркас для ленточного фундамента должен находиться примерно посередине бетонного основания, но до верхней части бетона расстояние желательно соблюдать от 5 до 7 см: чем ближе арматура будет к наружной части, тем крепче будет готовая лента, а риск появления трещин будет меньше.

Как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента: алгоритм работы

Укладка арматуры происходит после создания опалубки для ленты. Внизу желательно выложить дно кирпичами или блоком: они будут служить опорой под два нижних ребра каркаса. По бокам арматура должна находиться на расстоянии в 5-6 см, чтобы прутья полностью находились в бетоне. После этого через одинаковые промежутки ко дну крепятся прутья для поддерживания: они более тонкие. Затем туда укладываются два ребра толстых прутьев и привязываются к опорам, после этого настает черед верхних ребер. Получившийся каркас арматуры для ленточного фундамента должен представлять собой железную сетку, которая расположена в большей части объема опалубки. При заливке бетона концы арматуры, которая была взята для поддерживания ребер, не должны торчать с поверхности.

Читать еще:  Чем засыпать цоколь внутри дома

Цена арматурных каркасов для ленточного фундамента

Стоимость армирования основания-ленты может варьироваться в зависимости от количества материала, характеристик арматуры, а также того, самостоятельно делается каркас или силами строительной бригады, работа которой стоит дополнительных денег. Если брать в расчет цену только материалов, то в среднем можно уложиться в 30-40 тысяч: примерно столько будет стоить тонна арматуры. В зависимости от количества можно рассчитывать и на меньшую сумму. Обращение к подрядчику обойдется существенно дороже: в среднем арматурная сетка стоит от 2 тысяч рублей за кубометр. Из этого можно сделать вывод, что дешевле будет сделать своими руками арматурный каркас для ленточного фундамента: фото, видео и подробные инструкции помогут в этом даже человеку без особого опыта в строительстве.

Выводы

Армирование бетонного основания – необходимый процесс для создания крепкого и устойчивого к растрескиванию фундамента. Сам процесс достаточно трудоемкий, но не такой уж сложный, и если понять, как делать армокаркас для ленточного фундамента, то можно обойтись своими силами и существенно сэкономить на этом.

Видео про армирование ленточного фундамента:

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

  • Способы вязки арматуры
  • Технология работы крючком
  • Материалы
  • Нормы и правила выполнения работ
  • Вязка каркаса ленточного фундамента
  • Ориентировочные цены

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах.

Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски.

Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции.

При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Особенности армирования ленточного фундамента

Ленточный монолитный фундамент – это цельная конструкция, изготавливаемая из бетона марки не ниже М200, арматуры класса А3 диаметром 10-17 мм (рабочая) и арматуры класса В1 диаметром 6-8 мм (монтажная арматура).

Данный вид фундамента целесообразно применять на участках с глубоким залеганием грунтовых вод, в противном случае обязателен дренаж вокруг фундамента. Технология обеспечивает устойчивость сооружения к нагрузкам и беспроблемную эксплуатацию даже монолитных домов нестандартной формы. Важно лишь произвести правильный расчет и грамотно подойти к организации строительства.

По глубине залегания монолитные ленточные фундаменты делят на следующие типы:

  • Глубокого залегания. Ленточный монолитный фундамент глубокого залегания устраивают под массивные тяжелые здания. Закладывается ниже уровня замерзания почвы.
  • Мелкого залегания. Мелкозаглубленные применяются для легких зданий, при этом тщательно удаляется плодородный слой в независимости от глубины его залегания. Оптимальный грунт – не пучинистый, на глинистой почве стоит закладывать ниже глубины промерзания грунтов в данном регионе на 200-400мм. Глина – пучинистый грунт, песок – нет.

По правилам ленточный монолитный фундамент устраивается вместе с опалубкой, что влечет за собой дополнительные материальные затраты и увеличение сроков строительства. Можно заложить его и без опалубки – на нужную глубину и ширину выкопать траншеи, армировать их и залить бетоном. На поверхности земли устанавливается опалубка, после чего бетон заливается на требуемую отметку. Однако такое расположение имеет минусы.

Влага из бетона частично попадает в грунт, что со временем скажется на качестве. Можно в данном случае уложить в траншею полиэтиленовую пленку и с осторожностью произвести армирование фундамента своими руками, чтобы не повредить пленку. Второй минус – при устройстве вертикальной гидроизоляции на неровной поверхности работы затрудняются. А откапывание стен влечет дополнительные финансовые и временные затраты.

Если устраивать монолитный фундамент полностью с установкой опалубки, потребуется выкопать котлован под всем зданием, затем смонтировать арматуру и щиты опалубки, залить конструкцию бетоном. Увеличатся не только сроки строительства, но и потребуются дополнительные финансы. Сэкономить не удастся. Для строительства частного дома с подвалом целесообразнее применить сборный ленточный фундамент.

Вывод: монолитный ленточный фундамент желательно устраивать для гаражей, хозяйственных построек или заборов. Монолитный фундамент рекомендуется делать под дом без подвала.

Монолитный или сборный ленточный фундамент

При устройстве фундаментов оставляются не только вентиляционные отверстия, но и отверстия для монтажа наружных коммуникаций (водопровод, канализация и т.д.).

Основание траншеи тщательно уплотняется при помощи вибрационной трамбовки, песчано-щебеночная подушка устраивается толщиной 100-150 миллиметров, после чего уплотняется.

Опалубка устраивается из обрезных досок толщиной 40 мм, крепится при помощи распорок, щиты для дополнительной жесткости скрепляются между собой по верху опалубки брусками, а сама опалубка соединяется металлическими шпильками, стянутыми гайками с шайбами.

Что важно знать

Фундамент в процессе эксплуатации любого сооружения регулярно испытывается на прочность различными нагрузками – от веса дома до движения почвы. Поэтому неверно сделанный расчет и небрежное армирование ленточного фундамента может привести к разрушению постройки.

При приобретении арматуры для ленточного фундамента обратите внимание на маркировку:

  • индекс С обозначает свариваемый арматурный прокат;
  • индекс К – материал обладает устойчивостью к коррозийным трещинам, которые возникают под высоким давлением.

Если индексы отсутствуют – материал не подходит. Прагматичный расчет в целях экономии на арматуре влечет за собой армирование низкого качества, следовательно, закономерное возникновение трещин в зимний период. Опытные строители при работе следуют требованиям СНиП, где схема армирования ленточного фундамента (в том числе шаг между продольными прутьями и шаг поперечного армирования) представлена подробно.

Чтобы знать, как правильно армировать ленточный фундамент, необходимо вооружиться некоторыми теоретическими знаниями. При обустройстве каркаса ленточного фундамента используют арматуру, которая монтируется на этапе монтажа опалубки, а после заливается бетонной смесью (слоями), и в конце выполняются гидроизоляционные работы с помощью рубероида и мастики.

Перед работой производится расчет армирования, где будет учтена максимальная нагрузка на фундаментную основу. От того, насколько правильно произведен расчет, зависит устойчивость всего строительного объекта, поэтому желательно доверить расчет профессионалам в данной области, который осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями каждого строения.

Расчет включает такие факторы, как:

  • конфигурация сооружения;
  • тип почвы;
  • технология возведения стен;
  • количество этажей;
  • тип перекрытий и т.д.

Некоторые строительные компании делают расчет бесплатно при условии заказа и последующей оплаты работ по армированию у них.

Схема расчета арматуры для ленточного фундамента

Армирование ленточного фундамента своими руками требует не только правильный расчет, но и правильный выбор размеров прутьев. Рекомендуется выбирать прут из стали А-III с периодическим профилем и диаметром от 10 до 22 миллиметров. Допустимый размер дополнительных прутьев – от 4 до 10 мм. Они располагаются вертикально и поддерживают низ и верх в рядах армирующего материала, а также обеспечивают прочность. Шаг установки вертикальных прутов должен равняться 0,5 – 0,8 м.

Металлический каркас погружается в бетонную смесь на следующее расстояние:

  • верхний ярус – на 50-60 мм;
  • нижний – на 70 мм и более.

Расстояние между горизонтальными рядами – не менее 30 см. Если обустраивается каркас в углубленном фундаменте, нужно использовать по два-четыре прута в ряду.

Минимальный шаг между арматурными стержнями в свету принимается с учетом диаметра армирующего материала, местоположения арматуры, метода укладки и уплотнения бетонного состава. Шаг между стержнями должен быть не меньше диаметра материала, но не больше 25 см. Шаг при расположении стержней продольной рабочей арматуры устанавливается с учетом особенностей железобетонного элемента, при этом шаг не должен превышать 400 мм.

Технология армирования

Армирование квадратной либо прямоугольной формы делает каркас очень прочным и устойчивым, что объясняется правильным расположением осей. В соответствии с требованиями каркас по ширине должен составлять не больше половины его высоты. Не допускается армирование углов обычным перекрестием армирующего материала.

При проведении вязки (стадии соединения прутьев, составляющих каркас) рекомендуется применять проволоку.

Этап вязки заключается в следующих шагах:

  • сначала следует отрезать небольшой кусок проволоки (не более 30 см);
  • сложить его по центру и наложить на участок, где прутья соединяются;
  • в полученную петельку продеть специальный крючок;
  • далее в крючок заводятся оба конца проволоки;
  • последний шаг вязки – связать все до получения крепкого соединения.

Кроме данного способа вязки используются электрокрючки либо шуруповерт с соответствующей насадкой. Применение сварочного аппарата для вязки не подходит, так как каркас теряет свои функциональные качества. В результате вязки с использованием сварки стыки не отличаются высокой степенью прочности.

Наиболее трудоемкий шаг – армирование углов. Процесс можно считать проведенным правильно, если армирование проводилось гнущимися прутьями, соединяющими каркас (точнее, его примыкающие части).

Пруты соединяют в цельный каркас с помощью хомутов, а стыки на углах закрепляются специальными усилителями П- образной либо Г-образной формы. Оптимальное расстояние между хомутами в центральной части фундамента – 25 см. По краям расстояние между хомутами стоит уменьшить в два раза. Жесткая основа получится при условии следования установленным требованиям.

Арматурный каркас для фундамента

Под арматурным каркасом подразумевается остов фундамента. Его изготовление осуществляется из стальных прутков. Их задача сводится к двум целям:

  • Не допускать деформацию фундамента.
  • Перенимать на себя растягивающую нагрузку.
Читать еще:  Фундамент для загородного дома: виды и методы монтажа

В основу закладывается стальной прут, имеющий гладкую и ребристую структуру. Его укладка осуществляется в вертикальном и горизонтальном положении. Те прутья, которые располагаются вдоль почвы имеют ребристую фактуру. Эти ребра обеспечивают качественное сцепление с бетонном. Посредством этого исключается вероятность деформаций.

  • Этапы составления арматурного каркаса.
  • Разновидности арматурных каркасов для разных типов фундамента.
  • Особенности укладки арматурного каркаса для разных типов фундамента.
  • Особенности составления каркаса.
  • Каркас для ленточного основания.
  • Свяжитесь с нами, и мы произведем все работы качественно.

Этапы составления арматурного каркаса

Процесс формирования арматурного каркаса требует соблюдения определенной последовательности. Весь каркас формируется в следующих этапах:

  • В грунт внедряется стальная арматура в вертикальном положении. Структура прута должна быть гладкой. Диаметр до 8 мм и не меньше 6 мм.
  • Теперь формируется нижний пояс. Для этого используются прутья с ребристой поверхностью. Диаметр прута от 14 до 16 мм. Этот стержень укладывается вдоль всей траншеи.

  • Далее необходимо установить перпендикулярно стальные стержни. Для соединения используется специальная проволока для вязания арматуры или сварка. Так, стержни с ребристой поверхностью крепятся к продольному стержню вертикально посредством специальной проволоки для вязания.
  • В заключение остается сделать верхний пояс. Для него также используется арматура с ребристой поверхностью. Так, верхний пояс соединяется с установленной вертикальной арматурой посредством специальной мягкой проволоки для вязания.

Разновидности арматурных каркасов для разных типов фундамента

Арматурный остов подразделяется на несколько типов. Выбор того или иного напрямую зависит от разновидности заложенного фундамента. Благодаря этому достигается необходимая прочность основания:

  • Ленточный фундамент. В этом случае изготавливается арматурный пояс с двумя поясами. Между ними должны находится поперечные арматуры, выполняющие роль скрепления.

  • Плитный фундамент. Арматурный каркас дополнительно усиливается арматурной сеткой. Между собой все связывается вязальной проволокой.
  • Свайный фундамент. В этом случае, арматурный каркас изготавливается так, чтобы арматура была направлена в вертикальном положении.

Особенности укладки арматурного каркаса для разных типов фундамента

Укладка остова на ленточный фундамент осуществляется с установки вертикального прутка. На него следует закрепить несколько горизонтальных стержней, имеющих ребристую форму. Тот прут, который опускается в грунт, должен иметь гладкую структуру. Что касается верхнего профиля, то его привязка осуществляется к поперечному прутку. После этого осуществляется монтаж рабочей арматуры. Благодаря этому и формируется верхний пояс арматурного каркаса.

В случае изготовления арматурного каркаса для плитного фундамента, используется две арматурные сетки. Арматурная сетка изготавливается из продольных и поперечных стальных стержней. Их поверхность должна быть ребристой. Диаметр арматуры от 12 до 14 мм. Также устанавливаются угольные перемычки между этими сетками.

Совет эксперта! Чтобы обеспечить надежную адгезию бетонного состава с уложенным арматурным каркасом, со всех сторон на расстояние в 50 мм следует оставить место. Как показывает моя практика, это прекрасное решения, позволяющее достигать высокой прочности готового основания.

При сооружении свайного фундамента, для арматурного каркаса помимо арматурного прутка применяется периодичный профиль. Между собой данные элементы следует соединить при помощи круглых хомутов или треугольной формы. Далее каркас опускается в изготовленную скважину. Длина каркаса определяется длиной забиваемой сваи. Количество прутьев бывает минимум два, максимум четыре.

Особенности составления каркаса

Чтобы будущий фундамент получился необходимой прочности, следует уделить особое внимание выбору арматуры для плетения каркаса. Так, при строительстве загородного дома или коттеджа, можно использовать арматуру класса А-3. Арматурный каркас в этом случае изготавливается из металла. За счет этого будет сохраняться упругость основания. А при отрицательных температурах в зимний период, фундамент будет иметь необходимую прочность. Как следствие, такую арматуру можно изгибать на 90 градусов без риска ее повреждения.

Совет эксперта! Если условия эксплуатации идентичные, то рекомендуется использовать арматуру для каркаса класса А-2. Она будет изгибаться на 180 градусов.

Каркас для ленточного основания

Еще одно важное условие, касающееся изготовления каркаса для ленточного фундамента. Его укладка осуществляется на бетонную подготовку. Используется та, которую можно заменить:

  • полимерными материалами;
  • специализированными насадками.

Эти насадки и материалы должны справляться с негативным воздействием и не допускать деформацию. Те ленты, которые располагаются перпендикулярно, следует закрепить к выпускам арматуры. Их следует изогнуть посредством специального инструмента, как правило, он есть у профессионалов.

Совет эксперта! Для достижения максимально лучшего результата, выпуск должен иметь в диметре профиля 30. Данная технология обеспечивает высокую жесткость всего сооружения. Как следствие полностью исключается неравномерная деформация.

Свяжитесь с нами если нужен свайный фундамент

Наша компания «Богатырь» готова представить в ваше распоряжение ведущих технологов и специалистов по изготовлению каркасов для фундамента свайного типа. Они в совершенстве имеют отточенные навыки, благодаря чему достигается результат. В основе любого свайного фундаменты мы используем только качественную жб продукцию, которая рассчитана на предполагаемые нагрузки. Все работы будут выполнены вовремя. Звоните, готовы в любой момент приступить к созданию хорошей опора для вашего фундамента.

Армирование фундамента: виды арматуры, технология изготовления каркаса, установка

Даже самый прочный бетон в фундаменте не сможет выдержать нагрузки и воздействия агрессивной среды без усилительной конструкции, которая изготавливается из металлической арматуры. Надёжный каркас предотвращает образование трещин при малейших сдвигах грунта. Кроме того устроенное подобным способом основание будет менее подвержено проседанию, вследствие чего можно избежать деформации стен.

Посмотрите видео про армирование фундамента

Виды арматуры

В ходе разработки проектной документации определяются параметры арматуры под возведение определённого фундамента. Какой бы вариант ни был выбран, все изделия должны соответствовать следующим требованиям:

• устойчивость к коррозийным процессам;

• высокая степень прочности сплава;

• хорошая сцепка с раствором;

Металлургические предприятия выпускают большой ассортимент арматуры, но для фундаментных работ подходят только те изделия, которые имеют ребристую поверхность. Они создают идеальные условия для надёжной сцепки с бетонной смесью.

Толщина прутьев рассчитывается, исходя из данных веса конструкции и типа грунта. Чаще всего для строительства капитальных домов средних размеров используется арматура 12 мм. Но при возведении деревянного строения на устойчивом грунте или каркасного жилища допускается применение 10 мм прута.

Особые требования предъявляются к продольным элементам каркаса (верхним и нижним), так как на них идёт основная нагрузка. Поперечные прутья (горизонтальные и вертикальные) не попадают под воздействие большого веса.

Технология изготовления каркаса для фундамента из арматуры

Арматура для каркаса используется только тех параметров, которые просчитаны в проекте. Экономия или некачественная сборка снизят несущую способность фундамента, сделают его уязвимым перед воздействием агрессивной среды и нагрузками.

Часто в проектных документах указывается даже способ соединения элементов каркаса. Предписания нужно строго соблюдать, ведь кажущаяся на первый взгляд надёжность стыковки сваркой имеет негативные последствия: металл после термического воздействия утрачивает стойкость к образованию коррозии, что может сказаться в процессе эксплуатации на прочности всей конструкции. К тому же слишком жёсткий каркас лишён возможности адаптации при сдвигах пластов грунта.

Метод сварки рекомендуется использовать в сочетании со связкой стальной проволокой. Тогда армирующий пояс сохранит целостность фундамента при неблагоприятных сейсмических явлениях. Довольно часто при изготовлении каркаса обходятся только проволочными соединениями.

Ручная вязка считается трудоёмким процессом, поэтому стоит запастись терпением и навыками. Для работы потребуются пассатижи или специальный крючок, который помогает создать прочную скрутку проволоки. При выполнении большого объёма работ рекомендуется применять пистолет, автоматизирующий вязальную процедуру. Для создания фиксирующих витков одного соединения потребуется всего 1-2 секунды.

При изготовлении армирующей конструкции учитываются следующие факторы:

• диаметр прутьев для фундамента соответствует 12-16 мм (в зависимости от расчётных данных проекта);

• расстояние между элементами арматуры составляет 25-30 см;

• для соединения вязальным методом используется специальная вязальная проволока (? 0,8-1,2 мм);

• рама для каркаса создаётся из 4-6 прутьев;

• вязку можно выполнять ручным способом или с помощью пистолета;

• длина арматуры после соединения до края составляет не менее 10 см.

Установка конструкции из арматуры

Для сооружения фундамента предусмотрено выкапывание траншеи или котлована определённых размеров. Чаще всего при расчёте глубины и толщины ямы учитываются следующие факторы:

• глубина промерзания почвы в зимний период;

• уровень грунтовых вод;

• материал, из которого возводятся стены;

• тип кровельной конструкции.

В подготовленной траншее при необходимости обустраивается дренажная система, обеспечивающая отвод осадков и подземных вод. После этого создаётся подушка из песка и щебня, которая обязательно уплотняется трамбовкой или виброустановкой.

Одним из важных этапов считается сборка опалубки. Её можно изготовить из необрезной доски, даже бывшей в употреблении. Но при этом не стоит отдавать предпочтение ветхому материалу, который под давлением тяжёлой строительной смеси может деформироваться или и вовсе развалиться. Внутренняя поверхность опалубки выстилается плёнкой или пергаментом, чтобы древесина не потянула на себя влагу из бетона. К тому же такая прослойка упростит разборку деревянной формы после застывания раствора.

Готовый каркас из металлической арматуры опускается в опалубку. Чтобы прутья не касались дна траншеи, мастера рекомендуют выложить точечно кирпичи (на ребро), которые поднимут конструкцию и расположат её посредине бетонной заливки. Также при изготовлении армирующего пояса следует помнить, что его параметры должны быть меньше опалубки на 5 см со всех сторон. Это позволит утопить полностью в растворе прутья, не давая возможности развиваться на открытых участках металла коррозии.

Бетонная смесь заливается только после того, как будут выведены все линии коммуникаций. После застывания раствора делать отверстия в фундаменте не просто сложно, но и опасно, ведь нарушается его целостность. А это может привести к образованию трещин и быстрому разрушению.

Арматурный каркас для фундамента

Только в идеальных условиях для строительства, кои в принципе не актуальны в 99% случаев, возведение фундамента не предполагает его армирования. Арматурный каркас для фундамента – то же самое, что скелет для человека. Только совместная работа металла и бетона может гарантировать высокую прочность основания дома, его адекватную реакцию на любое воздействие со стороны грунта. И несмотря на то, что цена арматуры порой достигает немыслимых значений – без нее в индивидуальном строительстве просто не обойтись. Причем, даже учитывая трудоемкость изготовления каркаса, его вполне можно сделать своими руками.

Роль арматурного каркаса

Выше мы сравнили арматурный каркас со скелетом. Однако металлическая составляющая фундамента служит не только в качестве каркаса: арматурные прутья необходимы для того, чтобы воспринимать растягивающие нагрузки и деформации, с которыми физически не может справиться чистый бетон (его работа – противодействие сжатию). При изготовлении арматурного каркаса для фундамента используют стальные стержни с гладкой и ребристой поверхностью различного диаметра. Первые обычно имеют диаметр 6-8 мм и служат в качестве элементов, формирующих пространственную структуру каркаса, укладываются поперек основным стержням или вертикально. Вторые, в зависимости от нагрузок на фундамент и качественных показателей грунта основания под ним, укладываются горизонтально, имеют больший диаметр (10, 12, 14, 16 мм…), ребристую поверхность, благодаря которой обеспечивается максимальное сцепление с бетоном. Они служат для непосредственного восприятия неравномерных деформаций. Учитывая то, что зоны растяжения фундамента возникают на его поверхности, ответственные элементы каркаса располагают как можно ближе к ней (в 30-50 мм). Такой подход одновременно обеспечивает наличие защитного слоя бетона, предотвращающего коррозию металла, а также оптимальные условия для работы арматурных стержней.

Виды арматурных каркасов для разных типов фундаментов

Несмотря на то, что функция арматурного скелета для любого железобетонного основания одна и та же, конструкции таких каркасов различаются для отдельных типов фундаментов. Так, для ленточного монолитного фундамента обычно предусматривают каркас в два пояса, соединенных между собой поперечной арматурой, плитный фундамент усиливают арматурной сеткой, а свайные буронабивные опоры – вертикально ориентированными прутьями. Арматурные стержни соединяются воедино специальной проволокой. О том, как вязать арматуру для фундамента, мы поговорим в другой статье. В отдельных случаях допускается использовать сварку, но в индивидуальном строительстве все же рекомендуется именно нежесткая сцепка посредством проволоки. Ниже мы рассмотрим варианты арматурных каркасов и сеток для таких ж/б оснований, как:

  • ленточный фундамент, который применяется в индивидуальном загородном строительстве чаще всего;
  • плитный фундамент – решение, которое актуально при строительстве дома на сложных грунтах и не только;
  • свайный буронабивной фундамент – простой вариант основания под дом, который нетребователен к скорости проведения работ и может эксплуатироваться в считанные дни после возведения

Ленточный

Ленточный железобетонный фундамент армировать сложнее всего: суть остается прежней, но количество манипуляций и трудоемкость процесса формирования каркаса усложняется. Вязать каркас можно как прямо в опалубке (если позволяет ее ширина), так и отдельно (вяжем и опускаем элемент конструкции). Лучше привлечь к процессу как минимум одного помощника – так будет гораздо проще. Последовательность работы можно представить следующим образом:

  1. сначала укладывается необходимое количество поперечных стержней выбранной длины с расчетным шагом между ними (напоминаем, что длина стержней должна быть на 100 мм меньше ширины будущей ленты – по 50 мм с каждой стороны для защитного слоя бетона). Для поперечных стержней используется гладкая арматура диаметром 6-8 мм;
  2. далее на поперечную арматуру укладывается два прута продольной (ребристая арматура диаметром 12, 14 или 16 мм) – нижний пояс каркаса;
  3. в местах сопряжения продольных и поперечных стержней вертикально монтируется гладкая арматура, длина которой меньше высоты ленты на 100 мм;
  4. к «вертикальной» арматуре привязываются верхние пруты поперечной (по тому же принципу, что и в 1 шаге);
  5. далее на верхние поперечные пруты укладывается рабочая продольная арматура (два прута, как в шаге 2) – это будет верхний пояс каркаса
  6. не забывайте каждое соединение тщательно перевязывать проволокой. В отдельных случаях, если по каркасу во время заливки бетона не будут ходить, можно перевязывать пластиковыми хомутами – такими, которые используются для связки кабеля.

При использовании хомутов из арматуры формирование каркаса несколько упрощается (см. рис. ниже).

Каркас устанавливается на специальные насадки, бетонную подготовку, куски бетона, любой стойкий к деформациям полимерный материал. Один из самых доступных вариантов – использовать куски ПВХ труб или обычные «рублевые» подрозетники. Не забывайте о том, что перпендикулярные ленты должны быть соединены между собой выпусками продольной арматуры, предварительно согнутой специальным инструментом. Т.е. продольные стержни одной ленты в углу соединяются выпусками с продольными прутками другой, причем длина выпусков должна быть равной 30 диаметрам арматуры. Такой подход позволит сформировать единую жесткую раму, которая будет готова к неравномерным деформациям даже в тех случаях, когда они возникнут под углами основания дома.

Плитный

Каркас для плитного фундамента представляет собой две арматурные сетки, расстояние между которыми определяется исходя из выбранной толщины плиты. Каждая такая сетка представляет собой совокупность продольных и поперечных прутьев одинакового сечения (12-14 мм). Используется ребристая арматура, обеспечивающая максимальный контакт с бетонной смесью. Расстояние между двумя арматурными сетками выдерживается за счет перемычек, которые могут быть изготовлены из металлических уголков, обрезков ПВХ труб, пескоцементной плитки – любых материалов, которые не подвержены гниению и устойчивы к большим нагрузкам. Желательно воздержаться от использования древесины. При изготовлении каркаса для плитного основания, так же, как и в остальных случаях, обязательно оставляют место для защитного слоя бетона (50 мм): сверху, снизу, по бокам.

Свайный буронабивной

Пожалуй, для буронабивного фундамента арматурный каркас сделать проще всего. Для его изготовления используют 2, 3 или 4 прута арматуры (их количество зависит от диаметра опоры) периодического профиля диаметром 12 мм. Длина арматуры равна длине буронабивной сваи+300-500 мм на арматурные выпуски при условии последующей обвязки железобетонным ростверком. Связку каркаса во избежание сдвигающих усилий или эксцентричных нагрузок осуществляют при помощи хомутов круглой или треугольной формы. Можно использовать заводские каркасы треугольного сечения, которые применяются в производстве монолитных балок перекрытий.

Читать еще:  Забор на винтовых сваях своими руками

В заключение статьи

Не забывайте контролировать горизонтальность и вертикальность элементов каркаса. Если решили формировать скелет фундамента своими руками, будьте готовы потратить на это много времени и сил.

Арматура для ленточного фундамента: расчёт и как вязать и укладывать каркас

От начала проектирования до завершения монтажа арматуре уделяется особое внимание, ведь именно она придаёт ленте требуемые конструкционные качества. Предлагаем рассмотреть физику работы модели железобетонной балки, чтобы понять основные правила расчёта и монтажа арматурного каркаса.

  • Виды арматуры и их назначение в фундаменте
  • Нормы содержания арматуры
  • Виды нагрузок
  • Сборка арматурных каркасов, виды материалов
  • Как вязать основные пространственные конструкции
  • Укладка арматуры, фиксация и защита.

Виды арматуры и их назначение в фундаменте

Ленточный фундамент может быть представлен в виде балки, к которой приложена серия распределённых нагрузок. Помимо увеличения опорного сечения постройки фундамент обеспечивает необходимую жёсткость основания для стен, поэтому должен обладать определёнными параметрами прочности в разных линейных направлениях. Такая необходимость возникает из-за неоднородности почвы: там, где она плотнее, нагрузка становится сосредоточенной, возникает многократное перенапряжение конструкции.

Этот принцип знают многие, но не всем известно, что один тип арматуры не может выполнять так много задач. Арматура классифицируется по функции участия в работе всей конструкции на три разновидности, но далеко не факт, что все из них будут присутствовать в отдельно взятом фундаменте. Основную работу выполняют самые крупные арматурные стержни, которые предсказуемо классифицируются как арматура рабочая. Основная её задача — противостоять растягивающим деформациям, чтобы противоположная грань ленты испытывала внутреннюю нагрузку на сжатие. За счёт высокой прочности бетона на сжатие компенсируется растягивающая нагрузка, которая всегда остаётся в допустимых пределах. Сжимаемый слой всегда располагается со стороны приложения действующей силы.

Линейной арматуры недостаточно там, где длина балки слишком большая или действуют нагрузки на осевое сжатие. Арматура хорошо работает, когда она вытянута в ровную линию, но при изгибе осевая жёсткость теряется. Чтобы каркас оставался монолитным, а его элементы правильно располагались в сечении изделия, ряды рабочей арматуры связывают арматурой конструктивной. Она обычно более тонкого сечения и почти всегда расположена поперёк основной.

1 — рабочая арматура; 2 — конструкционная арматура; 3 — закладные элементы; 4 — бетонная подготовка

Ленточный фундамент редко бывает линейным, за исключением оснований для строительства заборов. Обычно это замкнутая пространственная фигура, иногда с лучевидными выступами. Также фундамент может не отливаться сразу, тогда как при соединении отдельных частей требуется соблюсти номинальную прочность. Скрепление разных балок на примыканиях и сочленениях обеспечивается закладными элементами, анкеровочной арматурой, которая представляет собой гнутые и сварные элементы такого же диаметра, что и у рабочих стержней.

Нормы содержания арматуры

Зная, что арматура препятствует линейным деформациям, можно разумно предположить, что для качественного выполнения задачи её количество должно быть пропорционально количеству используемого бетона. Для ленточных фундаментов нормируется минимальное содержание арматуры в 0,1% от общего сечения балки.

Однако минимальное сечение — это, скорее, проверочная карточка, на практике же арматуры в фундаменте содержится всегда больше чем 0,1%. Так обеспечивается запас прочности и противодействие вторичным, сосредоточенным и косвенным нагрузкам. К примеру, лента 300х1000 мм тонкая и высокая, содержание арматуры в ней должно составлять не менее 300 мм 2 , что эквивалентно четырём прутьям по 10 мм или шести по 8 мм. Но даже визуально каркас с таким количеством арматуры будет слишком слабым.

Но если добавить 2–4 прутка, то появляется возможность полноценного армирования верхней и нижней граней или устройства нормального распределённого армирования. Дополнительной пользой распределённого армирования служит увеличенная площадь сцепления стержней с бетоном, но сами элементы не должны быть слишком тонкими, чтобы соответствовать существующему классу нагрузок.

Виды нагрузок

Основная нагрузка на фундамент оказывается в вертикальном направлении, как со стороны плотной почвы, так и со стороны строительной конструкции. Рабочая арматура располагается перпендикулярно вектору нагрузки. Последний может иметь направление, отличное от строго вертикального, что определяется особенностями геологии строительной площадки.

Из дополнительных нагрузок наиболее выражена боковая, возникающая от пучения почвы и натиска грунтовых вод в паводок. Для балок с соотношением ширины к высоте более чем 1:3 требуется дополнительное армирование боковых стенок, как правило, внутренних. На деле достаточно одной центральной линии армирования или пространственной сетки с ячейкой 0,5–0,7 м. Толщина стержней может быть меньше номинальной.

На фундаментах сложных поперечных сечений (Т и Н) могут возникать разрывающие нагрузки, которые воздействуют на выступающие части (полки). Для компенсации таких воздействий применяются сложные Г- и С-образные анкеровки, по форме своей повторяющие поперечный срез балки. В таких случаях дополнительное армирование (анкеровка) может выполнять функцию конструктивной арматуры.

Помните, что правильно распределённый в пространстве каркас гораздо полезнее и выгоднее, чем бессмысленная и никак не упорядоченная закладка увеличенных порций арматуры. Благо, формировать каркасы бетонных лент очень просто, ведь обычно это простейшие пространственные фигуры с вполне очевидной механикой работы.

Сборка арматурных каркасов, виды материалов

На сегодняшний день арматурные каркасы практически не собирают по месту. Всё вяжется на поверхности в удобных условиях, затем отдельные модули устанавливаются в опалубку и скрепляются между собой. Скрепление выполняют вязкой отожженной проволокой 1–1,5 мм толщиной. Сварка используется редко и не со всеми типами арматуры, зачастую такое решение должно быть обосновано особыми причинами. Вязка гораздо выгоднее и в плане скорости: при наличии подходящего инструмента и знаний техники одно соединение занимает 5–7 секунд против 30–40 секунд в случае сваривания.

Арматура бывает шести классов, обозначаемых литерой «А» и римской цифрой. Чем выше класс, тем выше прочность и меньше предел текучести стали (удлинения перед разрывом), также есть отличия в сечении. Первый класс — абсолютно гладкая арматура круглого профиля, второй класс имеет выступающие ребра, расположенные навивкой, а все старшие — ёлочкой. Индексом «Т» в маркировке обозначают термически упрочнённую арматуру, индексом «С» — пригодную к свариванию.

Для удобства и точности работы прутья рабочей арматуры закрепляют в шаблоне, который сохраняет их пространственное положение до завершения сборки. Рабочее армирование выполняется арматурой класса А II и старше в зависимости от конструкционных требований. По таблице соответствия диаметров и количества прутьев к общему сечению выбирают оптимальное распределение минимально допустимого содержания армирующих элементов.

При необходимости компенсировать нагрузки на скручивание и изгиб поперёк оси к продольной рабочей арматуре привязывают поперечную, образуя пространственную сетку. Между собой разные линии рабочей арматуры скрепляются привязкой к хомутам, обычно опоясывающих рабочее армирование по наружной стороне. Для конструктивного распределительного армирования принято использовать арматуру классов А I и А II.

Как вязать основные пространственные конструкции

Принцип распределения арматуры проще всего понять на конкретных примерах. Рассмотрим прямоугольную балку с шириной и высотой по 40 и 110 см. Согласно таблице соответствия для армирования нужно использовать либо четыре стержня по 12 мм, либо шесть по 10 мм, либо девять по 8 мм. При таких габаритах фундамента разумнее всего использовать арматуру на 10 мм, толщина которой должна быть пропорциональной размерам изделия.

Соотношение сторон меньше чем 1:3, то есть дополнительное армирование вертикальных граней выполняется на усмотрение застройщика. Армируют две плоскости — верхнюю и нижнюю, прутья должны отстоять от поверхности изделия на значение защитного слоя бетона, но не слишком близко к центру, чтобы не выйти за предел восприятия, и не слишком близко друг к другу, чтобы не создавать препятствий затеканию бетона.

При защитном слое по 60 мм мы можем разместить четыре прутка по 10 мм, сохранив между ними расстояние порядка 90 см. Соответственно щебень должен иметь фракцию не более 35–40 мм. Каждую линию армирования можно сделать и пространственной, например, сдвинув вертикально прутья, расположенные по центру, либо же в шахматном порядке. Но в таком случае потребуется два типоразмера конструктивной арматуры. Один для связки отдельных линий и один для соединения каркаса воедино.

Подобным образом обстоит дело с фундаментами сложной формы. Их сечение делят на ряд прямоугольников или трапеций, которые соединяют между собой с помощью хомутов. К примеру, для таврового фундамента с размерами нижней горизонтальной пяты 30х100 см можно выполнить армирование сеткой из четырех продольных прутьев по 10 мм и поперечных вставок через каждые 40–50 см такого же сечения. Вертикальная балка армируется, как и обычная лента, но при этом армирование нижней грани не выполняется, вместо этого продольные прутья равномерно распределяются по вертикали сечения.

Укладка арматуры, фиксация и защита.

Сегменты линейных участков армирования с одинаковым расположением рабочей арматуры соединяют с перехлестом от 30 до 50 номинальных диаметров в зависимости от адгезии бетона. Перевязку сложенных параллельно прутьев выполняют через 25–30 см проволочными хомутами.

Сегменты каркаса с пересекающимися рабочими стержнями соединяют гнутыми анкеровками. Их сечение должно быть таким же, как и у рабочих стержней, при разной толщине прутьев предпочтение отдаётся большему из диаметров. Перехлёст в перевязке составляет от 50 до 80 диаметров, в зависимости от пространственного расположения и воздействия рычага действующих нагрузок.

Каркас необходимо дистанцировать от дна опалубки. Применяют для этого полые пробки или гильзы из полиэтиленовых труб. Иногда имеет смысл устраивать подготовку бетоном с маркой по прочности М100 или М150, на него укладывать армирование и затем, после застывания, монтировать каркас и проводить остальную заливку. Такая технология должна быть согласована с расположением «холодного» шва, который является слабым местом в гидроизоляции.

Каркас распирают от стенок либо с помощью пластиковых стержней, либо иного не гниющего и гидрофобного материала. Жёсткое пространственное закрепление необходимо чтобы выдержать требуемое значение защитного слоя — от 40 до 70 мм. Нарушения и сдвиги могут приблизить арматуру слишком сильно к поверхностному слою, в котором наличествует газообмен, или согнуть её. Это крайне негативно сказывается как на жёсткости и прочности изделия, так и на устойчивости арматурной стали к коррозии. Для повышения надёжности каркас может фиксироваться временными штангами, которые извлекают после полной заливки бетона.

Особенности арматурных каркасов для фундаментов

Фундамент играет огромную роль в строительстве зданий, будь-то частный жилой дом или производственное сооружение. В большинстве случаев обустройство фундамента предусматривает его армирование, то есть создание металлического каркаса при помощи вязки арматур.

Арматурный каркас — очень важная часть при создании прочного и долговечного фундамента. Бетон в чистом виде не может гарантировать прочности основания сооружения. Добиться ее можно только путем использования бетона и арматуры вместе. Бетон выполняет функцию противодействия сжатию, а арматурный каркас берет на себя все растягивающие нагрузки и различные деформации.

Особенности арматурного каркаса для фундамента

Обычно арматурный каркас создают из стальных стержней, которые могут иметь ребристую или гладкую поверхность. Арматура с ребристой поверхностью обеспечивает максимально качественное и прочное сцепление с бетоном. Факторы, которые влияют на прочность каркаса и всего фундамента:

  • вид арматуры;
  • диаметр используемых прутьев;
  • количество арматуры, задействованное в создании каркаса;
  • способ скрепления прутьев между собой.

Самый надежный способ — вязка арматуры при помощи проволоки. Сварка не используется при таких работах, так как возникает множество «слабых мест» на соединение арматур и теряются необходимые свойства всего фундамента в целом.

Диаметр используемых прутьев — очень важный фактор, влияющий на долговечность всей постройки. Определяется он при планировке и создании проектов здания. Для выбора необходимой арматуры стоит учитывать общий вес будущего сооружения, а также показатели и особенности строения почвы на месте постройки.

При закладке фундамента применение арматуры меньшего диаметра, чем 12 мм, допускается в редких случаях по индивидуальным показателям. Прутья диаметром 12 мм подходят для армирования фундамента под небольшую дачу, гараж или дом из газо-, пено- и теплоблоков. При строительстве больших сооружений или жилых домов используется арматура большего диаметра.

Чаще всего для укрепления фундамента в частном строительстве используют прутья класса А-3, можно использовать арматуру А-2 класса, но это делают значительно реже.

Вязка арматурного каркаса для фундамента

Связать прутья между собой можно двумя способами:

  • Вручную. Этот вариант достаточно сложный, требует много сил и времени. Прутья связываются в местах их перекрещения, обычно при помощи проволоки, сечение которой должно быть в пределах 0,8 — 1,2 мм. Для ручной работы необходимы плоскогубцы или специальный крючок для вязки. Концы проволоки необходимо прочно скрутить между собой, что сделать самостоятельно не всегда просто.
  • Наполовину автоматизированная система предусматривает использование специального вязального пистолета. Это устройство позволяет справиться с соединением прутьев между собой в считаные секунды, при этом гарантируя качество каркаса. Обычно такое оборудование используется на больших строительных объектах, так как имеет высокую стоимость.

Вязка прутьев арматурного каркаса имеет большое значение для прочности и долговечности всего основания здания. Можно выполнить работу самостоятельно, но необходимо приложить большие физические усилия и потратить немалое количество времени.

Виды армированного фундамента

Каркасный фундамент может быть трех видов:

  • Фундамент свайного типа имеет армированный каркас, это вид работ считается наиболее простым, по сравнению с устройством других видов фундамента. Технология создания фундамента предусматривает использование нескольких прутьев арматуры, точно их количество можно определить исходя из диаметра опоры. Обвязка каркаса происходит при помощи хомутов, они могут быть треугольными или круглыми. Это необходимо во избежание сдвигающих усилий и высоких нагрузок. Длина прутьев данного каркаса должна превышать длину буронабивной сваи примерно на 400−500 мм, это необходимо для арматурных выпусков.
  • Основание ленточного типа предусматривает каркас из прутьев арматуры, высота которого в два раза больше его ширины. Все соединения связываются проволокой, в крайних случаях можно использовать пластиковые хомуты (если при заливке бетона он не подвергается никакому воздействию). Большую роль в этом виде сооружения имеют продольные растяжения, а вертикальные и поперечные элементы каркаса обычно имеют конструктивное значение, то есть выполняют соединения и создают форму основания.
  • Плитный фундамент имеет самую сложную конструкцию, он представляет собой две сетки, расстояние между которыми определяется толщиной плиты. Важным является то, что арматура не должна выходить за пределы плиты, это может нарушить прочность сооружения. В некоторых случаях крепление прутьев между собой осуществляется посредством сварки для обеспечения дополнительной жесткости.

Как создать армированный фундамент

Обустройство фундамента своими руками предусматривает большую затрату сил и времени, но сделать это вполне возможно. Создание каркаса зависит от вида будущего фундамента, но принцип работы везде одинаковый.

Размер, диаметр и вид арматуры определяется индивидуально. Вязку лучше всего осуществлять проволокой, важно, чтобы соединения были максимально прочными. В каждом случае нужно оставлять не менее 50 мм со всех сторон на слой защитного бетона, чтобы вся арматура оставалась строго внутри фундамента. Во время работы нужно всегда контролировать горизонтальность и вертикальность каркаса, чтобы все прутья находились по отношению друг к другу под углом 90 градусов. Для основных — продольных прутьев обычно используют ребристую арматуру, которая может обеспечить максимальное сцепление с бетоном, а для поперечных и вертикальных можно приобрести обычные гладкие прутья.

Создание каркаса для фундамента и заливка основания постройки — это очень ответственная работа. От того, насколько качественно она будет выполнена, зависит долговечность всего сооружения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector