3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды пожарной охраны в РФ

Пожарная охрана: история, виды и задачи

Первым документом, устанавливающим и регулирующим порядок деятельности по борьбе с постоянными пожарами, был «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649. Именно эта дата считается годом «рождения» Пожарной охраны.

История зарождения

Наказ о градском благочинии

Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.

  1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
  2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
  3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
  4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.

Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.

Основные виды

Учения ведомственной пожарной охраны

На сегодняшний день на территории России официально существуют и действуют следующие виды пожарной охраны:

  1. Государственная;
  2. Муниципальная;
  3. Ведомственная;
  4. Частная;
  5. Добровольная.

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  • организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
  • организация и осуществление государственного пожарного надзора;
  • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
  • профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), ведомственных учебных заведениях МЧС.

Муниципальной пожарной охраны , как самостоятельного вида не существовало до 2005 г. Она является дополнительным звеном ГПС и право на ее создание имеют органы местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

  • подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
  • объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

  • организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  • спасение людей и имущества;
  • участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

В 1999 г. вступает в силу закон « О ведомственной охране », который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Государственная и муниципальная являются основой противопожарной системы, но на какие виды подразделяется пожарная охрана еще? Это частная и добровольная службы, направленные на профилактику и борьбу с пожарами.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частная ПС создается физическим лицом на его финансы. Как правило, цели и задачи формируются заказчиком. Однако осуществлять свою деятельность она может только при наличии лицензии, выдаваемой МЧС. Самой главной задачей, которая ставится перед частным видом противопожарной службы, является профилактика огнеопасных ситуаций. Она состоит в тесном контакте с добровольными пожарными дружинами. По состоянию на 2016 г. существует чуть более 600 таких противопожарных подразделений, действующих на частной основе.

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана организовывается на общественных началах обычными небезразличными гражданами. Занимается профилактическими мерами по предупреждению возгораний.

Вся пожарная охрана подразделяется на виды, которые созданы для обеспечения всестороннего и полного противопожарного контроля.

Основные задачи

Деятельность каждого вида пожарной охраны подчиняется 3 основным задачам (ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»):

  1. Организация и осуществление профилактики пожаров.
  2. Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
  3. Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Все виды и задачи пожарной охраны взаимосвязаны. Развитие пожарной охраны не стоит на месте. С каждым годом оборудование и техника становится все современней, создаются новые штатные составы, а задачи выполняются более эффективно.

Огнеборцы России (фильм)

Виды пожарной охраны.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

— государственная противопожарная служба;

— муниципальная пожарная охрана;

— ведомственная пожарная охрана;

— частная пожарная охрана;

— добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба МЧС России –является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Государственная противопожарная служба (далее ГПС) — это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 млн. выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, материальных ценностей на сумму более 120 млрд. рублей. Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора. Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят 1,5 млн. мероприятий по контролю пожарной безопасности, предлагают к исполнению до 7,5 млн. противопожарных мероприятий. Благодаря этому ежегодно предотвращается до 450 тысяч пожаров и сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 млрд. рублей.

В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная службаявляется составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «О федеральной противопожарной службе». 0

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В систему ППС субъекта Российской Федерации входят:

орган управления ППС субъекта Российской Федерации;

территориальные органы управления подразделениями ППС субъекта Российской Федерации (отряды, отделы, отделения) на территории муниципальных образований субъекта;

территориальные подразделения ППС субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации;

объектовые подразделения ППС субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

пожарно-технические образовательные учреждения.

Муниципальная пожарная охрана — создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Виды пожарной охраны в РФ. Виды, назначение и задачи ГПС

Оглавление

1.Виды пожарной охраны в РФ. Основные задачи пожарной охраны.. 3

2.Виды пожарной охраны в РФ. Виды, назначение и задачи ГПС. 3

3.Виды пожарной охраны в РФ. Виды, назначение и задачи ФПС. 3

4.Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи ведомственной пожарной охраны.. 4

Статья 12. Ведомственная пожарная охрана. 4

5.Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи муниципальной пожарной охраны.. 5

Статья 11.1. Муниципальная пожарная охрана. 5

6.Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи частной пожарной охраны.. 5

Статья 12.1. Частная пожарная охрана. 5

7.Виды пожарной охраны в РФ. Назначение и задачи добровольной пожарной охраны.. 6

Задачи добровольной пожарной охраны.. 6

8.Пожарно спасательное подразделение. Порядок определения числа и места дислокации подразделений пожарной охраны.. 6

Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны.. 6

9.Караульная служба. Основные задачи караульной службы.. 7

IV. Организация и несение караульной службы.. 7

в подразделениях. 7

11.Начальник,заместитель начальника подразделения . Права и обязанности. 9

12.Начальник караула Должностные лица караула. 11

14. Командир отделения. 14

15. Водитель пожарного авто. 15

16. Диспетчер ПСЧ. 16

18.Порядок размещения Л/С и техники в подразделении. 18

19.Порядок приведение техники и лс в готовность к выезду после возращения с вызова. 18

20.Выполнение внутреннего распорядка лс подразделения. 19

21.Порядок допуска в служебные помещения подразделения лиц не из состава пожарного подразделения 19

22. Порядок смены караулов в подразделениях ПО. Этапы и общая продолжительность смены караулов 20

23. Порядок организации внутреннего наряда в подразделениях. Виды внутренних нарядов. 23

24. Дежурный по караулу. 23

25. Дневальный по гаражу. 24

26.Дневальный по помещениям.. 24

27. Постовой у фасада. 24

28.Пожарно спасательный гарнизон. Виды и территориальное расположение ПСГ. 25

29. Гарнизонная служба. 26

30.Организация и порядок взаимодействия со службами жизниобеспечения. 26

31.Организация гарнизонной службы в период особого. 27

противопожарного режима. 27

32. Должностные лица ПСГ. Порядок их назначения. 28

33. Начальник гарнизона. 28

34.Оперативный дежурный. 30

35.Диспетчер гарнизона. 32

36. СиС ПСГ. Порядок привлечения СиС на тушение пожаров. 34

39 Опорные пункты по тушению крупных пожаров.Организация деятельнольсти-принципы и порядок создания. Место дислокации. 35

40.ОП перечень документов. 35

41. Порядок приведения ОП в готовность. 37

42. ОП. Порядок проведения проверки. 38

43. Нештатные службы гарнизоны ПО. Виды нештатных служб. Цель создания НС. 39

44. Обьектовое подразделение ФПС. 39

45. Особенности организации и несения службы в объектовых подразделениях. 40

50.Порядок привлечения СиС на тушение пожаров. Расписание выезда.Порядок разработки назначение. 42

51.Номер(ранг) пожара. 42

52. Расписание вызова . Принципы определения. 43

53. Принцип и порядок размещение пожарных и авар-спасат авто в подразд гарнизона пожарной охраны. 44

54. Расписание выезда. Перечень и порядок разработки приложений к расписанию выезда. 45

55. Расписание выезда, порядок согласования, утверждения, хранения и использования. 47

56. План привлечения СиС, порядок согласования, утверждения, хранения и использования. 48

57. Документы службы гарнизона пожарной охраны. Перечень, назначение, места хранения, порядок разработки и корректировки. 50

58. Документы службы подразделений пожарной охраны. Перечень, назначение, места хранения, порядок разработки и корректировки. 53

59. План тушения пожара. Назначение. Порядок разработки, хранения отработки и корректировки. 59

Виды пожарной охраны в РФ. Основные задачи пожарной охраны

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

-государственная противопожарная служба;

-муниципальная пожарная охрана;

-ведомственная пожарная охрана;

-частная пожарная охрана;

-добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

-организация и осуществление профилактики пожаров;

-спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

-организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Виды пожарной охраны в РФ. Виды, назначение и задачи ГПС

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

-государственная противопожарная служба;

-муниципальная пожарная охрана;

-ведомственная пожарная охрана;

-частная пожарная охрана;

-добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В Государственную противопожарную службу входят:

-федеральная противопожарная служба;

-противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 273 ;

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование вопросов пожарной безопасности, а также организации деятельности пожарной охраны осуществляется законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, которое основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 ФЗ).

В целях регулирования отношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст. 3 ФЗ).

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является создание пожарной охраны и организация ее деятельности.

Пожарная охрана— совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (ст. 1 ФЗ).

В Российской Федерации пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

§ государственная противопожарная служба;

§ муниципальная пожарная охрана;

§ ведомственная пожарная охрана;

§ частная пожарная охрана;

§ добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

§ организация и осуществление профилактики пожаров;

§ спасание людей и имущества при пожарах;

§ организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба (далее – ГПС) является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Читать еще:  СП Техника пожарная

В состав ГПС входят:

§ федеральная противопожарная служба;

§ противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

§ структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

§ структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

§ органы Государственного пожарного надзора;

§ пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

§ лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);

§ военнослужащих федеральной противопожарной службы;

§ лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

В ГПС принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определения их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана создаётся в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащённости частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключённых договоров.

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Одним из видов деятельности подразделений пожарной охраны является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 22 ФЗ).

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается:

§ на межрегиональном уровне – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

§ на региональном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населённых пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасание имущества, в том числе:

§ проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

§ создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

§ использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с использованием, в установленном порядке;

§ ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

§ охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

§ эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, другие участники тушения пожара, ликвидации аварий, катастрофы иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причинённого ущерба освобождаются. При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Виды пожарной охраны

Существуют пять видов пожарной охраны:

  • · Государственная противопожарная служба.
  • · Муниципальная пожарная охрана.
  • · Ведомственная пожарная охрана
  • · Частная пожарная охрана
  • · Добровольная пожарная охрана.

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  • · организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
  • · организация и осуществление государственного пожарного надзора;
  • · тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
  • · профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), пяти ведомственных учебных заведениях (Академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, Уральском, Ивановском и Воронежском институтах ГПС МЧС России) и 94 испытательных пожарных лабораториях.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 миллионов выездов, спасают от гибели и травм более 90 тысяч человек, спасают материальных ценностей на сумму свыше 40-50 миллиардов рублей.

Государственный пожарный надзор. Одно из важнейших направлений деятельности ГПС — осуществление пожарного надзора. Численность личного состава Государственного пожарного надзора в настоящее время составляет 16 000 человек.

Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят:

  • · 1 500 000 мероприятий по контролю за пожарной безопасностью;
  • · Предлагают к исполнению до 7 500 000 противопожарных мероприятий.
  • · Ежегодно предотвращаются до 450 000 пожаров;
  • · Сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.

Муниципальная пожарная охрана.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

  • · Подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
  • · Объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

  • · Организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  • · Спасение людей и имущества;
  • · Участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Ведомственная пожарная охрана. Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана. Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добровольная пожарная охрана. Добровольная пожарная охрана — совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны.

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

— Государственная противопожарная служба;

— муниципальная пожарная охрана;

— ведомственная пожарная охрана;

— частная пожарная охрана;

— добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— спасение людей и имущества при пожарах;

— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная службаявляется составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:

— спасение людей и имущества при пожарах на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

— организация разработки и осуществление государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации.

Основными задачами противопожарной службы субъекта Российской Федерации являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России);

— спасение людей и имущества при пожарах;

— организация и осуществление тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

— тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с Соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Муниципальная пожарная охранасоздается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охранасоздается федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности.

В качестве примера можно привести наличие собственных специализированных подразделений (пожарных частей) на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, морских объектах, в закрытых военных подразделениях, на некоторых сельхозобъектах и т. п.

Частная пожарная охранасоздается гражданами, имеющими законодательно закрепленное право на участие в обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации.

В целях реализации этого права граждане могут создавать частную пожарную охрану и оказывать услуги на основании заключенных договоров по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах и на предприятиях.

Добровольная пожарная охрана— форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА И ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия [9, 12, 14, 15, 22, 33, 34].

Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [16, 21].

Обязательное обучение в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой [5].

Читать еще:  Экологическая безопасность

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» органами управления образованием, пожарной охраной и ВДПО могут создаваться добровольные детские объединения — дружины юных пожарных (ДЮП). Возраст детей — от 10 до 17 лет [23].

ДЮП, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях на период пребывания в них детей.

Базовыми центрами по работе с ДЮП являются городские пожарные части. ДЮП создаются в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач.

9-й съезд ВДПО, состоявшийся в мае 2001 года, постановил: работу с детьми, дружинами юных пожарных, юношеский пожарно-прикладной спорт, финансирование юношеских спортивных мероприятий считать приоритетным направлением работы Общества.

В целях активизации деятельности школьного пожарного добровольческого движения в марте 2002г. Главным управлением ГПС МЧС России, Центральным советом ВДПО, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации было совместно разработано Примерное положение о дружинах юных пожарных (прил. 1).

ГОСТ 12.1.004-91 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ»

В соответствии с ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования» [1] пожарная безопасность объектов различного назначения должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей и выполнять одну из следующих функций:

— исключать возникновение пожара;

— обеспечивать пожарную безопасность людей;

— обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

— обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара (ОФП), в том числе их вторичных проявлений, на требуемом уровне.

В ГОСТ 12.1.004-91 указывается, что ОФП, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:

— повышенная температура окружающей среды;

— токсичные продукты горения и термического разложения;

— пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям ОФП, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

— осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

— радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

— электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

— опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара;

Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно допустимых значений ОФП, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:

— установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

— обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;

— организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т. п.).

Система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей, и (или) коллективную защиту людей.

В зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т. п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре, и расчетного времени тушения пожара.

Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей. Для пожарной техники должны быть определены:

— быстродействие и интенсивность подачи огнетушащих веществ;

— допустимые огнетушащие вещества (в том числе с позиций требований экологии и совместимости с горящими веществами и материалами);

— источники и средства подачи огнетушащих веществ для пожаротушения, запас специальных огнетушащих веществ (порошковых, газовых, пенных, комбинированных);

— требования к устойчивости от воздействия ОФП и их вторичных проявлений и др.

Среди организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не последнюю роль играют такие, как привлечение общественности к вопросам пожарной безопасности; организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения — в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработка и реализация инструкций о соблюдении противопожарного режима и действий людей при возникновении пожара и многое другое.

ГОСТ 12.1.004 — единственный из стандартов, в котором приведен метод расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия ОФП на людей. Там же рассматривается пожароопасная ситуация, при которой место возникновения пожара находится вблизи одного из эвакуационных выходов из здания (считается, что это наиболее опасная ситуация). При расчете самый главный вопрос, который требует ответа: успеют люди эвакуироваться или нет? Это во многом зависит от скорости нарастания ОФП (температура, потеря видимости, токсичность газов, снижение концентрации кислорода), причем для каждого из ОФП есть свое критическое время.

Индивидуальная подготовка

Преподаватель

Алексей Иванов

План теоретической подготовки
План практической подготовки

В практическую подготовку входят темы: «Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения пожарного. Сбор и выезд по сигналу тревоги» «Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием. Прокладка рукавных линий» «Установка пожарного автомобиля на водоисточник» «Установка пожарной колонки на гидрант» «Отработка приемов с ручными пожарными лестницами» «Отработка приемов со спасательной веревкой» «Боевое развертывание в составе отделения и караула» «Выполнение приемов и способов преодоления препятствий» «Выполнение приемов и способов транспортировки, переноски, подъема и спуска пострадавших» «Отработка приемов работы с аварийно-спасательным инструментом»

Итоговое тестирование

Индивидуальная подготовка

Организация деятельности пожарной охраны

Система обеспечения пожарной безопасности, ее организационная структура, законодательная и нормативная база

Система обеспечения пожарной безопасности– совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Организационная структура системы обеспечения пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:

– органы государственной власти – органы местного самоуправления- организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.Законодательная и нормативная базаЗаконодательной и нормативной базою в области пожарной безопасности являются акты, обладающие признаками нормативности, но и ненормативные правовые акты.

К нормативным актам относят; Кодексы, нормативно-правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, так и локальные нормативно-правовые акты – правила пожарной безопасности на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях, инструкции по действиям в случае пожара, и т.д.
нормативный характер

  • Ненормативные правовые акты, к ним относят; все правовые акты, не обладающие признаками нормативности, от назначений на должности руководителей тех или иных подразделений, задействованных в обеспечении пожарной безопасности, до принятия актов, ограничивающих в период повышенной пожарной опасности пользование лесами, разведение огня и т.п.
    Понятие, задачи и виды пожарной охраны
    Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
    Задачи
  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
  • Виды пожарной охраны
    государственная противопожарная служба;
    муниципальная пожарная охрана;
    ведомственная пожарная охрана;
    частная пожарная охрана;
    добровольная пожарная охрана.

    Государственная противопожарная служба– осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.
    Муниципальная пожарная охрана– это система органов, сил и средств, создаваемых муниципальными образованиями во взаимодействии или в дополнение к государственной пожарной охране.
    Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти и организациями с целью обеспечения пожарной безопасности.
    Частная пожарная охрана– составная часть системы обеспечения пожарной безопасности, создаваемая в населенных пунктах и организациях.

    Добровольная пожарная охрана– это форма добровольного участия граждан в осуществлении первичных мер пожарной безопасности.
    Цель, структура и функции деятельности. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ГПС

    Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

    Структура Государственной противопожарной службы:
    федеральная противопожарная служба;
    противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


      Федеральная противопожарная служба включает в себя:
      структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
      структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
      органы государственного пожарного надзора;
      пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
      Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
      Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
      Функции Государственной противопожарной службы:1. организует разработку и нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

    2. организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;

    3. организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров;

    4. обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

    5. осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

    6. координирует деятельность других видов пожарной охраны;

    7. разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

    8. осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

    Виды пожарной охраны: государственная, ведомственная и добровольная. Задачи пожарной охраны

    Аббревиатура ГПС не каждому о чем-то скажет. Между тем это сокращенное обозначение Государственной противопожарной службы. Той самой, что защищает нас с вами от одного из самых серьезных стихийных бедствий.

    Немного истории

    30 апреля мы отмечаем День работников пожарной охраны. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ о создании первой на Руси службы по борьбе с огнем. Это одна из старейших отечественных государственных структур, фактически — первое управление пожарной охраны. Еще при Иване Грозном обывателям предписывалось иметь в каждом жилище основные средства для тушения огня.

    В «Наказе о городском благочинии», датированном 1649 годом, организация пожарной охраны уже регламентировалась на профессиональном уровне. Документом прописывались правила постоянного дежурства, городских объездов, штатный состав охраны и меры наказания за неправильное обращение с огнем.

    При Петре I уже существовали постоянные пожарные команды. Необходимые инструменты имелись на всех кораблях флота и в войсковых подразделениях. Первый отечественный пожарный устав появился в 1857 г. Годом позже с помощью военно-полицейского телеграфа стали передавать тревожные сообщения, еще немного позже появилась и электрическая сигнализация.

    Для пожарных ввели специальную форму одежды — брандмейстеры щеголяли в золоченых касках. С 1907 г. на улицах Москвы можно было встретить первый автомобиль службы охраны. В каждом округе имелась своя пожарная часть.

    После революции, в 1918 году, одним из первых декретов советской власти борьба с огнем провозглашалась одной из задач государственного значения. В 1994 году Дума приняла федеральный закон, касающийся пожарной безопасности. ГПС была организована в 2001 г.

    Ныне пожарная охрана МЧС имеет в собственном распоряжении базу квалифицированных кадров (220 тыс. человек), 13,6 тыс. помещений, 18 634 единицы автомобильной техники, 49 специальных катеров.

    Структура ГПС

    Существуют разные виды пожарной охраны. Организационно она состоит из федеральной службы и относящейся к субъектам РФ. А главные задачи пожарной охраны — разрабатывать и реализовывать меры государственного масштаба по предотвращению данных стихийных бедствий и росту эффективности защиты от них отдельных объектов и целых населенных пунктов.

    Кроме того, в ее компетенции — организовывать и проводить государственный пожарный надзор, готовить профессиональные кадры для борьбы с огнем. И самое главное — тушить пожары и проводить все сопутствующие работы аварийно-спасательного характера на объектах, в городах и поселениях. Этим занимаются все виды пожарной охраны.

    Научными исследованиями и конструкторскими разработками в данной области занимаются во ВНИИПО (так сокращенно звучит название Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны), а также в учебных заведениях ведомственного характера (всего их пять) и многочисленных лабораториях для испытаний.

    Какими бывают подразделения пожарной охраны

    К муниципальной пожарной охране относятся подразделения, организованные для борьбы с огнем в муниципальном образовании (его городских и сельских поселениях), а также — на конкретных объектах.

    Главная задача — проводить в муниципальных поселениях профилактику пожаров, их тушение и осуществлять необходимые аварийно-спасательные работы. Участвовать в ликвидации огня на объектах, спасать людей и их имущество.

    Есть и другие виды пожарной охраны. Ведомственные подразделения создаются при федеральных органах исполнительной власти или в конкретных организациях. Их структура и условия деятельности согласовываются с положениями ГПС.

    К частной пожарной охране относятся подразделения, созданные в городах и прочих населенных пунктах и при отдельных организациях на основе самоокупаемости. Т. е. они работают согласно заключенным договорам. Их деятельность обязательно должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ.

    Виды пожарной охраны этим не исчерпываются. Еще один из них — добровольная. Под ней понимают совокупные силы общественных объединений, отдельных граждан и юридических лиц, действующих в борьбе с пожарами по собственной инициативе, то есть защищающих от огня добровольно. Существуют такие подразделения чаще всего в небольших населенных пунктах, где отсутствует пожарная часть.

    Основные положения пожарной защиты и профилактики

    ППБ-01-03 (сокращенное обозначение правил пожарной безопасности в РФ) устанавливают те стандарты, которых требуется придерживаться, прогнозируя пожарную обстановку на объекте и обеспечивая его безопасность.

    Главное из условий, которые должны соблюдаться для предотвращения возгорания — отсутствие контакта горючей среды и источника огня. Для этого следует тщательно анализировать наличие на объекте таких компонентов и принимать комплекс мер по предотвращению их взаимодействия.

    Другое требование — наличие надежной системы защиты от огня. Это особенно важно там, где технологический процесс подразумевает постоянное присутствие как горючей среды, так и источников зажигания.

    Пожарно-техническим обследованием (ПТО), проводимым в рамках аудита безопасности объекта, устанавливаются источники зажигания и горючие материалы и предлагаются соответствующие мероприятия, направленные на устранение опасности.

    Как ведется ПТО

    Проводя его, определяют вероятные пути, которыми может распространяться огонь в случае возгорания, моделируют возможные последствия и уточняют действия, направленные на соблюдение безопасности персонала. Таковые могут заключаться в устройстве преград для огня, монтаже систем оповещения и раннего обнаружения источников возгорания, автоматического пожаротушения и т. д.

    Состояние каждого здания и сооружения обязано соответствовать противопожарным нормам, изложенным в СНиП 21-01. Каждый объект должен располагать возможностью эвакуации людей и доступа пожарных, подачи средств тушения огня к очагу возгорания. Расположение объекта не должно допускать распространения пламени на соседние здания даже в случае обрушения горящих конструкций.

    Мероприятия по предотвращению его распространения заключаются в ограничении площади горения, его продолжительности и интенсивности. Это во многом зависит от применяемых строительных материалов и наличия как средств пожаротушения, так и надежных систем оповещения.

    Особенно опасными в плане пожарной обстановки считаются здания и сооружения из категорий взрывопожароопасных (А и Б) и пожароопасных (В1-В4). Критерии отнесения объектов к тем или иным группам разработаны и прописаны в ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.044-89.

    Что такое пожарная профилактика?

    Этим термином обозначают комплекс мероприятий по предотвращению пожаров и ущерба от них. Суть их — в исключении появления горючей среды и источников огня и поддержании требуемых для этого параметров среды.

    В рамках профилактики разрабатываются и применяются соответствующие нормы и правила, контролируется их соблюдение. Проектирование новых объектов ведется с учетом всех необходимых требований.

    Применяется наиболее безопасный режим эксплуатации аппаратуры и механизмов, оборудуется молниезащита, ликвидируются предпосылки к самовозгоранию.

    Противопожарные средства содержатся в готовности и совершенствуются. На объектах регулярно ведутся технические обследования. Среди населения пропагандируются необходимые знания.

    Под пожарной защитой понимается сумма мероприятий и технических средств по охране людей от опасных факторов огня и снижению материального ущерба в его результате. Каких именно?

    С целью пожарной защиты применяют по возможности негорючие и трудногорючие материалы, количество иных ограничивают. Принимают меры к локализации возгорания в случае возникновения, пользуются наиболее надежными средствами защиты от огня, обеспечивают людям условия для эвакуации.

    А что за городом?

    Очень важны мероприятия по профилактике торфяных и лесных пожаров. Чтобы защитить леса и торфяные массивы, служба пожарной охраны делает прогнозы обстановки на каждый из весенне-летних и осенних периодов, систематически дополняет и уточняет их.

    На их основе разрабатываются комплексы защитных мероприятий.

    Прогнозы строят, исходя из данных по наличию и свойствам горючих материалов, метеоусловиям, характеру местности, присутствию водных источников и пр.

    Главные факторы пожарной интенсивности — скорость ветра и влажность воздуха. На основе полученных данных ведутся противопожарные профилактические мероприятия в виде строительства водоемов и противопожарных барьеров, поддержания в порядке защитных полос, резерва средств связи и технических средств по защите от огня.

    О постоянных мерах на объектах

    Если речь идет о гражданском здании, самое пристальное внимание следует уделить системам отопления, электроснабжения, имеющимся керосиновым и газовым приборам.

    При строительстве магазина, склада либо базы — соблюсти противопожарные разрывы в промежутках между зданиями, предусмотреть внутренний специальный водопровод, сигнализацию, отделить крупные складские помещения друг от друга противопожарными стенами, обеспечить хранение горючих веществ раздельно, не допустить печного либо газового отопления.

    На промышленных объектах следует соблюдать те же общие требования, а также дополнительные, связанные с особенностями технологических процессов.

    Что обязательно должно быть в наличии?

    Если речь идет о пожароопасном производстве, не обойтись без внутреннего водопровода противопожарного назначения, сигнализации, дренчерных и спринклерных установок, противоразрывных мембран, самозапирающихся клапанных кранов.

    Перекрытия должны быть заменены несгораемыми. Вариант исполнения электрооборудования — пылевлагонепроницаемое. Хранение горючих — систематизированное. Особо опасные технологические участки должны быть отделены специальными стенами. Пути эвакуации обязаны быть исправными и чистыми.

    На предприятиях сельского хозяйства

    Сгораемые конструкции должны быть обработаны огнезащитным составом.

    Предусмотрено наличие первичных средств борьбы с огнем в виде огнетушителей, бочек с водой и песком т. п.

    Склады зерна должны быть разделены на безопасные отсеки, электросети — заизолированы или проложены внутри стальных труб, помещения для скота на фермах отделены от кормокухонь. Кроме того, необходима продуманная молниезащита.

    Уборочная техника должна пройти противопожарную подготовку.

    На взрывоопасных производствах

    Чтобы предотвратить взрывы, следует исключить открытый огонь, искры, удары, нагрев, создание в емкостях избыточного давления.

    На таких производствах служба пожарной охраны запрещает вести огнеопасные работы, применять приборы электронагрева, пользоваться спичками и зажигалками. Обязательно заземление всего технологического оборудования.

    Газоанализаторами контролируется воздушная среда для выявления опасных концентраций смесей воздуха и газа. При проведении работ обязательно использование вентиляции вытяжного и приточного типа.

    Технологическое оборудование снабжается устройствами предохранения — клапанами, запорами, отсекателями, различными гидравлическими затворами.

    Виды и основные задачи пожарной охраны

    Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

    · Государственная противопожарная служба;

    · ведомственная пожарная охрана;

    · добровольная пожарная охрана;

    · объединения пожарной охраны.

    Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: организация предупреждения пожаров; тушение пожаров.

    Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

    Государственная противопожарная служба решает следующие задачи:

    организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

    организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;

    организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;

    обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

    осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

    координирует деятельность других видов пожарной охраны;

    разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

    осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

    Ведомственная пожарная охрана. Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

    Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

    В качестве примера можно привести наличие собственных специализированных подразделений (пожарных частей) на крупных нефтеперерабатывающих предприятиях, морских объектах, в закрытых военных подразделениях, на некоторых сельхозобъектах и т.п.

    Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

    Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

    Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.

    Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.

    Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) — создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

    Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО), являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это.

    Противопожарная пропаганда и обучение населения

    Мерам пожарной безопасности

    Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и предприятия.

    Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03).

    Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.

    В соответствии со ст. 25 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» по инициативе органов управления образованием, пожарной охраны и ВДПО могут создаваться добровольные детские объединения — дружины юных пожарных (ДЮП). Возраст детей — от 10 до 17 лет.

    ДЮП, как правило, организуются на базе средних общеобразовательных школ, в детских домах и интернатах, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в оздоровительных учреждениях и лагерях на период пребывания в них детей.

    Базовыми центрами по работе с ДЮП являются городские пожарные части. ДЮП являются традиционной формой обучения детей школьного возраста правилам и мерам пожарной безопасности, профессиональной ориентации, пропаганды пожарно – технических знаний, реализации задач по предупреждению пожаров и умению действовать при их возникновении.

    9–ый съезд ВДПО, состоявшийся в мае 2001 года, постановил работу с детьми, дружинами юных пожарных, юношеский пожарно – прикладной спорт, финансирование юношеских спортивных мероприятий считать приоритетным направлением работы Общества.

    В целях активизации деятельности школьного пожарного добровольческого движения в марте 2002 г. Главным управлением ГПС МЧС России, Центральным советом ВДПО, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации было совместно разработано Положение о дружинах юных пожарных (см. приложение).

    2. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»

    В соответствии с ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования», пожарная безопасность объектов различного назначения должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

    Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, и выполнять одну из следующих функций:

    — исключать возникновение пожара;

    — обеспечивать пожарную безопасность людей;

    — обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

    — обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

    Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне.

    В ГОСТ 12.1.004-91 указывается, что ОФП, воздействующими на людей и материальные ценности, являются:

    — повышенная температура окружающей среды;

    — токсичные продукты горения и термического разложения;

    — пониженная концентрация кислорода.

    К вторичным проявлениям ОФП, воздействующих на людей и материальные ценности, относятся:

    — осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

    — радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

    — электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

    — опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

    Каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него была завершена до наступления предельно-допустимых значений ОФП, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей на объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо:

    — установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов;

    — обеспечить возможность беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям;

    — организовать при необходимости управление движением людей по эвакуационным путям (световые указатели, звуковое и речевое оповещение и т.п.)

    Система противодымной защиты объектов должна обеспечивать незадымление, снижение температуры и удаление продуктов горения и термического разложения на путях эвакуации в течение времени, достаточного для эвакуации людей и (или) коллективную защиту людей.

    В зданиях и сооружениях необходимо предусмотреть технические средства (лестничные клетки, противопожарные стены, наружные пожарные лестницы, аварийные люки и т.п.), имеющие устойчивость при пожаре и огнестойкость конструкций не менее времени, необходимого для спасения людей при пожаре и расчетного времени тушения пожара.

    Применяемая пожарная техника должна обеспечивать эффективное тушение пожара (загорания), быть безопасной для природы и людей. Для пожарной техники должны быть определены:

    — быстродействие и интенсивность подачи огнетушащих веществ,

    — допустимые огнетушащие вещества (в том числе с позиции требования экологии и совместимости с горящими веществами и материалами),

    — источники и средства подачи огнетушащих веществ для пожаротушения, запас специальных огнетушащих веществ (порошковых, газовых, пенных, комбинированных),

    — требования к устойчивости от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, и др.

    Среди организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не последнюю роль играют такие, как привлечение общественности к вопросам пожарной безопасности; организация обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве, а населения – в порядке, установленном правилами пожарной безопасности соответствующих объектов пребывания людей; нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности их при пожаре; разработка и реализация инструкций о соблюдении противопожарного режима и действий людей при возникновении пожара, и многое другое.

    ГОСТ 12.1.004 — единственный из стандартов в котором приведен метод расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия ОФП на людей. Там же рассматривается пожароопасная ситуация, при которой место возникновения пожара находится вблизи одного из эвакуационных выходов из здания (считается, что это наиболее опасная ситуация). При этом самый главный вопрос, который требует ответа: успеют люди эвакуироваться или нет? Это во многом зависит от скорости нарастания ОФП (температура, потеря видимости, токсичность газов, снижение концентрации кислорода), причем для каждого из ОФП есть свое критическое время.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector