0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическая и производственная безопасность человека

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера.

Э.б. — одна из основных составляющих национальной безопасности РФ. Она включает в себя контроль за состоянием окружающей среды, разработку и осуществление мер, исключающих возникновение экологических кризисов и катастроф. В основе обеспечения Э.б. лежат:

  • сохранение устойчивой взаимозависимости между природой и человеком;
  • рациональное использование ресурсов;
  • регулирование процессов, ведущих к возможному загрязнению окружающей среды и возникновению экологически опасных ситуаций.

Важнейшими факторами, снижающими Э.б., являются:

  • истощение озонового слоя Земли;
  • загрязнение атмосферы и водных ресурсов;
  • повышение естественного радиационного фона;
  • захоронение отходов экологически опасных производств (в том числе атомной и химической промышленности);
  • последствия испытаний оружия массового поражения и оружия на новых физических принципах.

В полной мере обеспечить Э.б. в рамках только национальных интересов и усилий невозможно — это общемировая проблема.

В РФ регулирование отношений, связанных с обеспечением Э.б., осуществляется на основе Конституции РФ, Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», других федеральных НПА, а также законодательных актов субъектов РФ.

Источники: «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 № 573); Словарь «Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности». –СПб., 2001; Экологическая доктрина РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р).

экологической и производственной безопасности

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Экологическая безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного и природного воздействия на окружающую среду. Так, например, электромагнитное загрязнение среды населенных мест стало столь значительным, что Всемирная организация здравоохранения включила эту проблему в число наиболее актуальных для человека. Зачастую определяющий вклад в общую электромагнитную обстановку окружающей среды вносит энергетическое оборудование, в частности, воздушные линии электропередачи, силовые трансформаторы, распределительные устройства высокого напряжения. При обеспечении экологической безопасности (в отличие от проблемы обеспечения безопасности объекта) рассматриваются все антропогенные воздействия, а не только те, которые были в результате аварий на различных объектах энергетического комплекса.

Отличие состоит и в том, что при обеспечении безопасности объектов энергетического комплекса (в частности, ЭЭС) учитываются ситуации опасные для людей (но не опасные для окружающей среды), связанные с перерывами снабжения потребителей целевым продуктом (например, электрической энергией) из-за аварий в системах энергетики. На рис. 1 показано соотношение проблем обеспечения безопасности объекта и экологической безопасности.

Рис. 1 Соотношение проблем обеспечения безопасности объекта энергетического комплекса и экологической безопасности

Производственная безопасность – состояние защищенности производственного персонала от вредных воздействий технологических процессов, энергии, средств, предметов, условий и режимов труда на производстве. При обеспечении производственной безопасности рассматривается возможность управления опасными и вредными производственными факторами, воздействующими на работающих. Следствием недостаточно высокой производственной безопасности являются не только рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, но и гибель людей при авариях на объектах энергетического комплекса. Печальным примером может служить авария на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 г. Персонал станции и ликвидаторы аварии получили несовместимые с жизнью дозы облучения. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – крупнейшая в российской истории техногенная катастрофа, которая произошла 17 августа 2009 г.; погибло 75 человек из обслуживающего персонала станции. Последствия аварии отразились и на экологической обстановке акватории, прилегающей к станции. На рис. 2 показано соотношение проблем обеспечения экологической и производственной безопасности.

Рис. 2.. Соотношение проблем обеспечения

экологической и производственной безопасности

Анализ причин аварий и несчастных случаев со смертельным исходом свидетельствует, что их подавляющее число обусловлено так называемым человеческим фактором, т.е. неправильными действиями персонала, ответственных и должностных лиц, нарушением технологических регламентов (около 80–85 %), а также недостатками в правовом и нормативном регулировании безопасности. По данным Организации Объединенных Наций, одно из восьми нарушений правил эксплуатации приводит к несчастному случаю, а одно из 228-и – к смертельному исходу. В отличие от проблемы обеспечения производственной безопасности при обеспечении безопасности объекта рассматриваются только те воздействия, которые могут привести к авариям (на различных объектах энергетического комплекса), сопровождающимися ситуациями опасными для людей и окружающей среды. На рис. 3 показано соотношение проблем обеспечения безопасности объекта и производственной безопасности.

Рис. 2.4. Соотношение проблем обеспечения безопасности объекта и производственной безопасности

GN1204: Безопасность жизнедеятельности

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными— факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Производственная среда — это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами труда.

Производственная безопасность — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих вероятность воздействия на работающих опасных травмирующих производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

К производственной безопасности относятся организационные мероприятия и технические средства защиты от поражения электрическим током, защита от механических травм движущимися механизмами, подъемно-транспортными средствами, обеспечение безопасности систем высокого давления, методы и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности и т. д.

Технические методы и средства, обеспечивающие производственную безопасность, называются техникой безопасности.

Безопасность труда — это состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска.

Условия труда зависят от производственной обстановки и характера труда, влияющих на производственную безопасность.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека. Они носят название “производственные (профессиональные) вредности”, под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.

Производственная и экологическая безопасность

5. Производственная и экологическая безопасность

Производственная и экологическая безопасность на участке химической обработки.

Техника безопасности при выполнении любой работы с химическими реактивами должна быть предметом повседневного внимания как руководителей, так и непосредственных исполнителей.

Работа с химическими реактивами по своему содержанию и методам разнообразна. Число химических соединений, синтезированных человеком и существующих в природе, постоянно увеличивается. Любое химическое вещество таит в себе потенциальную опасность в зависимости от сочетания различных факторов и условий.

5.1. Опасные и вредные факторы на участке химической обработки

Рассмотрим опасные и вредные факторы, возникающие на участке химической обработки. Таких факторов шесть:

— травмирование осью движущихся частей оборудования;

Химические ожоги и отравления могут возникать при попадании на тело человека или внутрь через органы дыхания и жидких и газообразных опасных и вредных химических веществ, пищеварения применяемых в процессе производства.

Повышенное значение напряжения в цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, происходит в случае прикосновения к открытым токоведущим частям оборудования или к электрооборудованию с нарушенной изоляцией или неисправным заземлением.

Тепловые ожоги возникают при прикосновении к горячим поверхностям и жидкостям.

Источником порезов могут служить режущие и колющиеие части используемого инструмента, острые кромки, шероховатости, заусенцы на поверхности оснастки, пластин.

5.2. Правила техники безопасности при работе на участке химической обработки

Чтобы избежать травматизма на рабочем месте, необходимо строго соблюдать требования безопасности труда.

Перед началом работы необходимо:

— одеть технологическую одежду и средства индивидуальной защиты (очки, перчатки);

— проверить целостность заземляющих проводов, надежность их крепления к корпусам оборудования, отсутствие открытых токоведущих частей, доступных для случайного прикосновения;

— проверить прочность крепления откидных крышек устройств, кожухов вращающихся рабочих органов оборудования, правильность положения и надежность креплении их в закрытом положении;

— проверить работает ли приточно-вытяжная вентиляция в соответствии с требованиями технологической документации (по колебанию матерчатой салфетки)

— проверить соответствие надписи на химическом реактиве с технологической документацией;

— проверить наличие подписи наладчка о готовности оборудования в
эксплуатационном журнале.

Только после этого можно приступать к работе. Во время работы надо выполнять следующее требования:

• выполнять следует только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем (мастером, начальником участка, технологом);

• работать на оборудовании следует в полном соответствии с технологическими картами на данный маршрут;

• работать с кислотами, щелочами, травителями на их основе разрешается только в вытяжном шкафу с кислотной футеровкой;

• открывать створки вытяжных шкафов только при заливке рабочих растворов в ванны и загрузке кассет с пластинами;

• запрещается наклоняться под защитное стекло во время работы;

• заливку агрессивных сред и разбавление концентрированных кислот следует производить осторожно, тонкой струйкой, небольшими порциями и обязательно при работающей вентиляции;

• резиновые перчатки следует использовать только один раз. Особо необходимо выделить правила работы с химическими реактивами.

5.3. Основные правила безопасной работы с химическими веществами

1. Необходимо помнить, что дымящие кислоты (серная — уд. вес 1.87-1.94, азотная — уд. вес 1.4) относятся к группе сильнодействующих веществ.

2. Работа с концентрированными кислотами и щелочами без защитных приспособлений (очки, перчатки) запрещается. При работе с дымящей азотной кислотой кроме очков и перчаток следует надевать также; длинный резиновый фартук.

3. Хранение химических реактивов следует производить согласно группе совместимости (по пожароопасности) в отдельных шкафах, с вытяжной системой на каждой полке. Нельзя допускать скопления пыли, соломы и других воспламеняющихся веществ в местах хранения.

4. Химические реактивы следует хранить в герметически закрытых банках, бутылях.

5. Переносить химические реактивы из шкафа храпения до рабочего места следует так: стеклянные и полиэтиленовые бутыли в специальной таре из винилпласта, полиэтиленовые канистры переносят, держа канистру одной рукой за верх, другой — придерживая ее под дно.

6. Приготовление смеси Каро следует производить осторожно. Серную кислоту добавлять в перекись водорода (а не наоборот!) тонкой струей, небольшими порциями во избежание бурной реакции.

7. В случае аварийной ситуации — боя стеклянной тары и разлива агрессивной жидкости вне шкафа — необходимо немедленно нейтрализовать кислоту или раствор на ее основе содой, осколки разбитого стекла собрать совком и щеткой, поместить в винилпластовую тару, тщательно промыть и только после этого выбросить в урну. Нейтрализацию и обработку загрязненного места следует проводить в противогазе марки «Н», «В», «ВКФ».

5.4. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях газами

На случай получения сотрудником травмы в результате аварии на участке химической обработки должна быть аптечка в следующем составе:

— 5% и 2% растворы питьевой соды;

— 2%раствор борной кислоты;

— стерильный бинт и вата;

Читать еще:  Обзор новых правил противопожарного режима

— 3% раствор перекиси водорода.

Так как химический ожог — наиболее вероятная травма на участке химической обработки, каждый сотрудник должен уметь оказать первую помощь при химических ожогах. Пораженное место необходимо срочно промыть большим количеством воды. После промывания, пораженное место необходимо обработать cсоответствующим раствором в виде примочек (повязок): при ожоге щелочью — раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан воды); при ожоге кислотой — раствором соды. При попадании щелочи в виде паров или брызг в глаза или полость рта необходимо промыть их большим количеством воды, а затем раствором борной кислоты. При попадании щелочи или кислоты в пищевод необходимо срочно вызвать врача, пострадавшего уложить, укрыть, дать выпить молока. При отравлении газами следует немедленно вывести пострадавшего из отравленной зоны, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить приток свежего воздуха. При остановке дыхания сразу же делать искусственное дыхание.

5.5. Расчет местной вытяжной вентиляции

Количество проточного воздушного потока рассчитывается из соотношения для вытяжного шкафа при отсутствии источников тепла:

где: F-площадь проема шкафа, м3;

V — средняя скорость воздуха в рабочем проеме шкафа, м/с;

V — различна для разных веществ: V=0.5-0.7 м/с при удалении газов и паров с малой токсичностью, V=0.7-1.0 м/с при травлении азотной кислотой, V — 1.0-1.2 м/с при удалении малолетучих паров жидкостей и газов. Выбираем V=1 м/с:

F = l.5*0.5 = 0.75 м2,

L = 3600*0.75*1 = 2700 м3/ч.

Местную вентиляцию подсоединяют к системе воздуховодов данного здания. Скорость движения воздуха по воздуховоду, Vв, принимаем равной 10 м/с. Размеры сечения воздуховода вычисляем по формуле:

Fв = L/3600*Vв = 2700/3600*10 = 0.075 м2.

Диаметр воздуховода определяем как:

d = 2*(Fв/π)1/2 = 2*(0.075/3.14)1/2 = 0.309 м

для круглой формы сечения воздуховода.

Поскольку перемещение воздуха через воздуховод сопровождается потерей давления, создаваемого вентилятором, то при расчете необходимо учитывать потери давления на трение воздуха о стенки воздуховода и на местные сопротивления:

ΔРтр = ΔРтруд*1 = 3.86*9 = 37.4 Па,

где ΔРтруя — потери давления на трение на 1 м длины, 1 — длина воздуховода, м.

ΔРсопр = Е*Vв2*р/2 = 1.53*100*1.18/2 = 90.27 Па,

где Е — сумма коэффициентов местных сопротивлений на расчетном участке, р — плотность воздуха.

ΔР = ΔРтр + ΔРсопр = 37.4 + 90.27 = 127.67 = 13О Па.

Исходя из производительности вентилятора, равной 2700 м/ч и напора 130 Па, выбираем центробежный пылевой ветилятор ЦАГИ серии Ц4-70N6 с мощностью Nв=0.51 кВт, КПД η=0.7 и числом оборотов nдв=550 об/мин.

Для выбора электродвигателя рассчитываем его мощность, зависящую от модности вентилятора:

Nэл. дв = к*Nв/η*ηn = 1.3*0.51/0.7*0.9 = 0.94 кВт где ηn — КПД передачи мощности от электродвигателя к вентилятору; ηn =0.9 для клиноременной передачи; к — коэффициент запаса мощности на валу электродвигателя. По каталогу электродвигателей выбираем А041-6 с Nэл. дв = 1.0 кВт, nдв = 930 об/мин.

Воздуховоды необходимо выполнить в кислостойком исполнении (винилпласт).

5.6. Характеристика вредных примесей в атмосфере

Химический состав выбросов в атмосферу весьма разнообразен: в воздушную среду поступает до миллиона различных видов загрязнений органического и неорганического происхождения. Большинство технологических процессов одновременно выделяют пылевые и газовые вредности.

Основной физической характеристикой примесей атмосферы является концентрация — количество вещества в единице объема воздуха при нормальных условиях (обычно в мг/м ). Концентрация примесей определяет физическое, химическое и другие вида воздействия вещества на окружающую среду и относится к основным параметрам при нормировании допустимых концентраций примесей в атмосфере.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере регламентированы списком Минздрава СССР. ПДК — это максимальная концентрация примесей в атмосфере, которая при периодическом или постоянном воздействии не оказывает вредного действия (включая отдаленные последствия) на живой организм, не снижает прозрачности атмосферы, не уменьшает ультрафиолетовой радиации и не вызывает порчи растений.

ПДК химических соединений в атмосфере устанавливается по двум показателям: максимально-разовая концентрация — ПДК м. р. (30 мин) и среднесуточная концентрация — ПДК с. с. (24 ч). Наиболее важные — среднесуточные концентрации, превышение которых указывает на возможное неблагоприятное действие регламентируемых веществ. Максимально-базовые концентрации устанавливаются для веществ, обладающих преимущественно раздражающим или рефлекторным действием, ПДК для рассматриваемых вредных веществ приведены в табл. 1, где:

ПДК р. з. — предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны;

ПДК м. р. — максимально-разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека;

ПДК с. с. — среднесуточная предельная допустимая концентрация вредного вещества, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного, вредного воздействия в условиях круглосуточного вдыхания.

Таблица 5.1. «Предельно допустимая концентрация вредных веществ «.

Социальная экология

Экологическая безопасность и методы ее обеспечения

Экологический риск связан с понятиями «экологическая обстановка», «экологическая опасность», «экологическая безопасность».

Выполняя рекомендации всемирной конференции ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года , президент РФ подписал Указ от 6 февраля 1994 г . «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития». В нем, пожалуй, впервые в качестве одного из направлений по реализации государственной экологической политики России обозначено обеспечение экологической безопасности. 1 апреля 1996 года вышел Указ президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», который утвердил представленную Правительством «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

В 1997 г ., учитывая сложившуюся экологическую ситуацию, Правительство РФ утвердило Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, в которой отражены современные взгляды и задачи, принципы, методы и пути обеспечения экологической безопасности. В стране разрабатываются и реализуются масштабные государственные программы, однако в целом ситуация продолжает оставаться чрезвычайно тревожной.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природных объектов, жизни, здоровья человека, имущественных интересов физических и юридических лиц от источников экологической опасности. Таким образом, объектами экологической безопасности являются человек, общество, природные ресурсы и природная среда.

Обеспечение экологической безопасности – деятельность по проведению комплекса мер правового, эколого-экономического, научно-методического, инженерно-технического, образовательного, социального, воспитательного и иного характера, направленных на предотвращение возникновения, развития экологически опасных ситуаций, нейтрализацию и ликвидацию угроз, возникающих или возникших в результате загрязнения природной среды и (или) истощения природных ресурсов, а также на защиту жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц от неблагоприятных воздействий от источников экологической опасности.

Различают понятия «глобальная» и «национальная» экологическая безопасность. Разница между ними определяется тем, какие дестабилизирующие факторы, угрозы и опасности принимаются во внимание. Например, на глобальном уровне, наряду с такими угрозами и опасностями как изменение климата, развитие парникового эффекта, разрушение озонового слоя, рассматриваются технические аварии, катастрофы и опасные природные явления, несогласованность темпов роста мировой экономики и населения с возможностями среды удовлетворять растущие потребности жителей земли; выход экологической деятельности за пределы потенциала планеты, ее несущей емкости, по которой оценивается возможность жизнеподдержания. Сюда же относят некоторые диспропорции в распределении мировых экологических ресурсов, а также стремление некоторых развитых государств к одностороннему улучшению своей экологической ситуации за счет использования экологического пространства других стран.

Экологическая опасность – природная среда или ее отдельные объекты, которые представляют или могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, их жизненно важным интересам, окружающей среде в результате осуществления антропогенной деятельности и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Источник экологической опасности – природная среда, загрязненная или иным образом измененная человеком или естественными природными процессами и явлениями, которая может представлять или представляет угрозу жизни и здоровью человека, имущественным интересам физических и юридических лиц.

Принципы экологической политики в сфере экологической безопасности:

  • приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, а также общечеловеческих ценностей;
  • разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности населения и территорий;
  • обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции экологически опасных объектов, а также производства любой продукции;
  • суверенитет государства над природными ресурсами;
  • непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства и неотвратимость ответственности за экологические последствия трансграничных воздействий;
  • организация системы государственного экологического мониторинга окружающей природной среды;
  • гласность планов осуществления деятельности, связанной с угрозой возникновения экологической опасности, а также обеспечение полной и своевременной информацией об этой опасности населения, общественных организаций и государственных органов;
  • широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности.

В интересах обеспечения экологической безопасности в процессе целенаправленной деятельности человека предусматривается решение определенных задач:

  • установление и поддержание на определенном минимально возможном научно обоснованном уровне экологического риска воздействий техногенных, природных и экологических факторов, путем выработки и реализации эффективных стратегий по снижению опасностей, охране и регулированию качества природной среды;
  • поддержание гармоничной структуры, взаимосвязи и саморегуляции естественных процессов, сохранение репродуктивности и видового разнообразия популяций организмов живой природы, обеспечение равновесного состояния экосистем;
  • обеспечение сохранения здоровья людей и исключение отдаленных последствий вредных воздействий для настоящего и последующего поколений.

Для решения этих задач требуется проведение целого ряда мероприятий организационного, технического, экономического, нормативно-правового, научно-исследовательского и иного характера. Система мероприятий по обеспечению экологической безопасности включает:

  • комплекс базовых мероприятий, выполнение которых дает возможность поддерживать на определенном уровне методы, средства, организацию обеспечения экологической безопасности и правильно определять пути безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития территориально-хозяйственных структур;
  • комплекс превентивных, регулярных и оперативных мероприятий, проводимых для установления, поддержания и нормализации экологической обстановки, с учетом установленных уровней экологических рисков.

Каждый из этих комплексов, в свою очередь, объединяет несколько крупных блоков мероприятий. В первый входят мероприятия по:

  • экологическому нормированию всех видов антропогенных воздействий и нагрузок, падающих на объекты биосферы, и обоснованию приемлемых уровней экологических рисков;
  • разработке и поддержанию на современном уровне научных знаний и нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологической экспертизе и лицензированию хозяйственной деятельности;
  • проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области природопользования и экологической безопасности, включая экономические и социальные аспекты;
  • разработке оптимальных стратегий хозяйственной деятельности, направлений и программ безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития промышленных районов, других территориально-хозяйственных структур, регионов, государств;
  • экологической подготовке населения и профессиональных работников, информированию населения и общественности об экологических опасностях и рисках, а также о необходимых мерах по обеспечению экологической безопасности.

Второй комплекс мероприятий также включает ряд достаточно объемных по содержанию и важных по значимости блоков. К их числу следует отнести мероприятия по:

  • идентификации, анализу и оценке всех видов экологической опасности и экологического риска, включая глобальные компоненты;
  • организации и осуществлению комплексного экологического мониторинга с учетом возможных трансграничных и трансрегиональных вредных воздействий;
  • регулированию, восстановлению качества окружающей среды и управлению экологическими рисками с использованием организационно-технических, экономических, правовых и других механизмов;
  • сбору, утилизации и захоронению промышленных и хозяйственно-бытовых отходов, очистке сбросов, сливов и газоаэрозольных выбросов, очистке воды питьевого и промышленного водоснабжения и др.;
  • сохранению здоровья и нормальной жизнедеятельности людей, а также исключению отдаленных последствий для настоящего и последующих поколений в условиях повышенных антропогенных воздействий и нагрузок, а также экологических неблагополучий и бедствий;
  • нормализации экологической обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера и в других экстремальных условиях, по восстановлению гармоничности и саморегуляции природных процессов, протекающих в экосистемах, выводу их на гомеостатическое плато и восстановлению ассимиляционной емкости;
  • подготовке и принятию управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности.
Читать еще:  СП Техника пожарная

Особое внимание уделяется разработке системы мероприятий по обеспечению экологической безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность на предприятии. Экология производства

Нарушение экологической безопасности на предприятии — это не только имидж организации, но и прямая угроза к снижению потенциальных доходов в результате повышенных налогов и потери крупных заказов.

Экологическая безопасность в промышленности представляет собой совокупность мер, направленных на максимальное приведение деятельности в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и соответственно к увеличению рентабельности в целом. Все это основано на положении о том, что применение ресурсосберегающих технологий должно увеличить производительность, а также уменьшить негативное воздействие на экологию. Получение отечественных и международных экологических сертификатов соответствия позволяет юридическому лицу активно развиваться не только на внутреннем, но и на международном рынке.

В последнее время многие европейские заказчики очень придирчиво относятся к выбору поставщика, обращая особое внимание на общий уровень экологичности производства.

С целью повысить промышленную экологию раз в 5 лет проводится специальная аудиторская проверка. При проведении реконструкции на предприятии аудиторская проверка должна проводиться дополнительно. В ходе аудиторской проверки осуществляется оценка всех производственных процессов, негативно влияющих на персонал и экологию в целом. На основании таких проверок собственникам производственных комплексов выдается специальные предписания, касающиеся того, каким образом необходимо изменить производственный процесс, чтобы уменьшить негативный эффект на окружающую среду. Чаще всего рекомендации аудиторов связаны с установкой дополнительных, более современных очистных сооружений, а также модернизацией устаревшего оборудования.

В Российской Федерации, как и в большинстве стран, экологическая безопасность предприятий тесно связана с его финансовым благополучием, так, за негативное воздействие на окружающую среду вводятся повышенные налоговые ставки и взимаются высокие административные штрафы. Предприятия, относящиеся к категории «вредное производство», несут большие расходы и на обслуживающий персонал (повышенный размер заработной платы, дополнительные льготы, регулярная профессиональная переподготовка и т. д.). При выявлении на предприятии большого числа факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников компании, ей могут отказать в прохождении соответствующей аттестации, что в свою очередь может привести к приостановке деятельности компании вплоть до устранения причин, препятствующих аттестации рабочих мест и персонала.

Согласно действующему законодательству все промышленные комплексы должны иметь комплекс технической документации, в которой отражается размер максимально допустимых выбросов загрязняющих веществ. Указанная документация позволяет реально оценить ущерб, наносимый конкретным промышленным комплексом окружающей среде.

Загрязнение окружающей среды предприятиями связано не только с вредными выбросами в атмосферу и гидросферу, но и накоплением промышленных отходов. К ним относятся все вредные вещества, которые попадают во внешнюю среду (радиационные, магнитные, тепловые лучи, шум, вибрация и т. д.). Все эти факторы оказывают негативное воздействие на человека и другие организмы.

Принято различать следующие источники загрязнения:

  • технологический процесс;
  • технические системы, через которые загрязняющие вещества попадают за пределы промышленного комплекса.

Также источники загрязнения можно разделить на следующие типы: организованные и неорганизованные. К первым относятся специальные системы (трубы, воздуховоды, трубопроводы), негативно влияющие на экологию, а ко вторым относятся отходы, которые складируются непосредственно на предприятии и попадают наружу при сбое в работе очистных сооружений.

Уровень безопасности промышленности при выявлении организованного типа отходов измеряется путем замера на соответствующих трубах. При выявлении неорганизованного типа отходов рассчитывается не только его мощность, но и масштабность всего производства. Полученная информация обрабатывается в специализированных программах, которые на основании математического моделирования дают рекомендации по снижению уровня негативного воздействия.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает пройти курсы в сфере обеспечения экологической безопасности разной специфики,как в очной, так и дистанционной форме.

Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности

Определение термина «экологическая безопасность» и его содержание

Официальная трактовка данного понятия приводится в статье 1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ: «экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». На практике руководствоваться подобным определением при решении проблем экологической безопасности по ряду причин затруднительно. Во-первых, приведенное в законе определение не применимо в сфере производственной деятельности. «Состояние защищенности природной среды» способен обеспечить директор заповедника, а руководитель производственного (энергетического) объекта этого делать не может и не должен. Он обязан не допускать нанесения вреда окружающей среде. Сложность практического применения приведенного выше определения во многом связана с отсутствием понятий «объект и субъект экологической безопасности». Объектом экологической безопасности может являться как компонент окружающей среды, так и интересы человека в плане обеспечения его права на благоприятную окружающую среду. Субъект экологической безопасности – это физическое или юридической лицо, ответственное за ее соблюдение. Сами по себе эти понятия встречаются в ГОСТ Р 54003-2010 «Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения». Пункт 3.35 данного нормативного акта содержит следующее определение «экологическая безопасность объекта (субъекта); экобезопасность – сохранение и результат обеспечения защиты жизненно важных интересов людей, общества, государства и окружающей среды от негативных воздействий антропогенного и природного характера». Данный пункт снабжен 7 примечаниями, но не содержит определений понятий «объект и субъект экологической безопасности».

Следует обратить внимание на существенное расхождения содержания трактовок термина «экологическая безопасность» или «экобезопасность», приведенных в федеральном законе и подзаконном акте (ГОСТе). Во-первых, в законе – это «состояние», а в ГОСТе – целенаправленное действие («сохранение») и его результат.

Во-вторых, не менее важной проблемой является необходимость указания на критерии экологической безопасности. Безопасность измеряется риском. В обобщенном виде данная идея отражена в примечании 4 к пункту 3.35 ГОСТ Р 54003-2010, а также в пункте 6.31 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», в которых указывается «вид экобезопасности – характеристика уровня охраны окружающей среды, определяемая либо как «абсолютная безопасность», либо как «приемлемый риск».

Как известно, абсолютной безопасности не бывает, так же как теоретически не существует риска (вероятности), значение которого равнялось бы нулю. Следовательно, основным критерием экологической безопасности, как и любого иного вида безопасности, является «риск приемлемый», определяемый как «риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск» (ГОСТ Р 54123-2010 «Безопасность машин и оборудования. Термины, определения и основные показатели безопасности», пункт 2.1.14).

Близким понятием является «риск допустимый – риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях. Риск допустимый – значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции (ГОСТ Р 54123-2010, пункт 2.1.10).

Учитывая изложенное выше, целесообразно использовать следующее определение: «Экологическая безопасность – это сохранение установленного приемлемого (допустимого) риска ухудшения экологических условий, в которых существует объект экологической безопасности (участок окружающей среды, государственное или административное образование, население, физическое лицо), обеспечиваемое ответственным за это конкретным субъектом экологической безопасности».

Определение термина «безопасность жизнедеятельности»

В соответствии с официальным определением, данном в пункте 3.1.1 ГОСТ Р 22.3.07-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения»: «Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – состояние человека, общества и государства при котором отсутствуют опасности и угрозы нанесения неприемлемого ущерба их жизненно важным интересам. Неприемлемый ущерб: ущерб людям или окружающей среде, который: а) угрожает жизни или здоровью людей, или б) является серьезным и практически невосполнимым, или в) является несправедливым по отношению к нынешнему или будущим поколениям, или г) наносится без должного внимания к правам тех, кому он причиняется».

Комплексное решение проблем экологической безопасности и БЖД

Сравнительный анализ понятий «экологическая безопасность» и «БЖД» указывает на необходимость координации и взаимосвязи действий, направленных на их обеспечение. В реальных условиях это, прежде всего, подразумевает идентификацию как факторов, способных оказать влияние на уровень риска возникновения неблагоприятных событий, так и видов деятельности, создающих подобные угрозы. По этой причине экологическую безопасность рассматривают в отношении конкретных технологий, оборудования и сооружений. С этой точки зрения экологическая безопасность строительства и эксплуатации зданий, рассматривается как безопасность оказания соответствующих услуг (например, как безопасность предоставляемого жилья). Экологическая безопасность строительных материалов обусловливается отсутствием в их составе токсичных компонентов, отравляющих воздух помещений. Экологическая безопасность автотранспорта определяется снижением объема его выбросов и их токсичности. Результатом такого подхода является «фрагментация» угроз экологической безопасности и БЖД, затрудняющая оценку и прогноз ситуации в целом. Фрагментация может рассматриваться как одна из основных причин развития неблагоприятных событий по непредусмотренному сценарию. В действие вступают ранее неучтенные факторы и, что еще боле важно, их непредвиденные комбинации. Избежать этого можно только прогнозируя развитие ситуации на уровне существующих природно-технических систем (ПТС). Именно системность их функционирования позволяет осуществлять взаимосвязанный анализ обширного комплекса разнородных факторов и управлять их взаимодействием, разрабатывая эффективные меры по обеспечению экологической безопасности и БЖД. Наглядным примером является анализ возможного развития чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического характера в рамках ПТС, формирующихся на основе крупных объектов гидроэнергетики.

Вместе с тем, очевидна и необходимость конкретизации источников рисков. По этой причине целесообразно различать общую и частную экологическую безопасность. Первая из них оценивается на уровне ПТС, вторая на уровне отдельного объекта. Аналогичное разделение необходимо и в отношении БДЖ.

В методологическом плане оценка и прогнозирование общей экологической безопасности и БЖД должно осуществляться в форме систематизированного, в соответствии со структурно-функциональной организацией ПТС, и обобщающего анализа результатов оценки локальной безопасности, полученной на входящих в нее объектах.

Промышленная и экологическая безопасность

Номер журнала:
Рубрика:

Предлагаем вашему вниманию раздел Вопрос-ответ, призванный способствовать оперативному и информационно-прозрачному взаимодействию надзорных органов и общественности.
Вы можете задать любые интересующие вас вопросы специалистам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на портале
www.prominf.ru или по телефону (3412) 930-320.

Читать еще:  Статья 1

Является ли акт приемки крана из ремонта (капитально-восстановительного) основанием для выдачи крана в работу?
В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), с изменениями, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98, приказом Ростехнадзора от 28.10.08 № 849 А:
1. Кран «не выдается в работу», а осуществляется «Разрешение на пуск в работу крана» (раздел 9.2 ПБ 10-382-00).
2. Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:
а) после реконструкции крана;
б) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;
в) после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности (пункт 9.2.2 ПБ 10-382-00).
3. Разрешение на пуск в работу кранов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, записывается в их паспорт инспектором Госгортехнадзора (пункт 9.2.7 ПБ 10-382-00).
4. Кран, отремонтированный на специализированном ремонтном предприятии и доставленный на место эксплуатации в собранном виде, должен пройти полное техническое освидетельствование на ремонтном предприятии перед отправкой его владельцу. Акт технического освидетельствования должен быть приложен к паспорту крана. До пуска в работу владелец крана должен провести его частичное техническое освидетельствование, результаты которого необходимо занести в паспорт (пункт 9.3.6 ПБ 10-382-00).
5. Разрешение на пуск в работу крана после ремонта, кроме случаев, указанных в ст. 9.2.2 настоящих Правил, выдается инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале (пункт 9.3.28 ПБ 10-382-00).
Приволжское управление Ростехнадзора

Необходимо ли получение разрешения на применение разбуриваемых пакеров, используемых для временного отключения пластов в нефтяных скважинах, на период производства в них ремонтных работ? Пакер после окончания ремонта скважины разрушается бурением.
Да, требуется. Разрешение выдает Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (г. Москва)
Приволжское управление Ростехнадзора

Для транспортировки ТБО необходим мусоровоз или допускается использовать другой транспорт (например, самосвал)? Согласно п.5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IY классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.06 г. № 524, в составе заявления о предоставлении лицензии представляются копии документов, подтверждающие наличие у соискателя специально оборудованных транспортных средств.
Для транспортирования коммунальных отходов, сбор (накопление) которых организован органами местного самоуправления исключительно в специальные типовые контейнеры, необходим мусоровоз, обеспечивающий безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ в автоматическом режиме, а также безопасную транспортировку отходов группы коммунальных.
Приволжское управление Ростехнадзора

Скажите, пожалуйста, какие предприятия освобождаются от лицензирования по отходам?
В настоящее время лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IY классов опасности.
Не лицензируется деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов Y класса опасности, а также деятельность по накоплению отходов I-IY классов опасности – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Приволжское управление Ростехнадзора

Какой комплект заявительных документов нужен для получения разрешения на применение технических устройств на опасном производственном объекте (химическое производство, помещение взрывобезопасное)?
Порядок выдачи Разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах определен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, который зарегистрирован в Минюсте России 19.03.08 № 11363 (далее — Регламент).
Регламент размещен на сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/, раздел «Основная деятельность службы», далее – «Административные регламенты Ростехнадзора».
Перечень документов для получения Разрешения на применение технических устройств определен п.п. 4 и 28, порядок консультаций — п.п. 10 и 11 Регламента.
Оформление документов для получения Разрешения на применение технических устройств соответствует общепринятым правилам.
Управление обеспечения разрешительной и надзорной деятельности Федеральной службы Ростехнадзора

Каким образом в ресурсоснабжающей организации определяется количество тепла, потребленного абонентом на нужды отопления, в случае отсутствия приборов учета и проектных данных?
В соответствии с действующими нормативно-техническими документами расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета. Алгоритмы расчетов за потребленное тепло при отсутствии приборов учета имеют рекомендательный характер и могут применяться только по соглашению сторон (МДС 41-4.2000 и СНИП 2-04-07-86, далее — НТД).
Вопрос определения допустимости использования метода определения полезного отпуска тепловой энергии и теплоносителя не входит в полномочия Ростехнадзора.
Вместе с тем считаем необходимым сообщить, что при расчете количества полученного тепла в соответствии с упомянутым НТД не учитывается техническое состояние ограждающих конструкций отапливаемых зданий и их систем отопления.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее — Правила), зарегистрированными Минюстом России от 02.04.03 г. № 4558, до включения отопительной системы перед началом отопительного сезона должно проводиться ее тепловое испытание (п. 9.3.24. Правил).
В соответствии с п. 9.3.25 Правил в процессе тепловых испытаний выполняется наладка и регулировка системы для:
* обеспечения в помещениях расчетных температур воздуха;
* распределения теплоносителя между теплопотребляющим оборудованием в соответствии с расчетными нагрузками;
* определения теплоаккумулирующей способности здания и теплозащитных свойств ограждающих конструкций.
На основании проведенных испытаний должны быть разработаны мероприятия по приведению в соответствие расчетных и фактических расходов теплоносителя и установлены режимные параметры перепада давления и температур для нормальной работы системы.
После всех разработанных мероприятий должна быть проведена регулировка системы в объеме, определенном п. 9.3.25 Правил.
Результаты испытаний должны быть оформлены актом и внесены в паспорт системы здания.
Управление энергетического и строительного надзора Федеральной службы Ростехнадзора

Необходимо ли оснащение подземных автомобильных стоянок средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух?
В соответствии с требованиями охраны атмосферного воздуха, установленными статьей 16 Федерального закона от 04.05.1999 г. ФЗ-96 «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ–96), при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статьей 30 закона ФЗ-96 определены обязанности для юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в соответствии с которыми данные лица обязаны, в том числе, внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию вредных выбросов, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля вредных выбросов; при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Статьей 17 ФЗ-96 определено, что запрещается эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы.
Таким образом, наличие на подземных автомобильных стоянках оборудования, предназначенного для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, входит в комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха. Юридические лица обязаны соблюдать условия и требования по снижению выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Определение номенклатуры загрязняющих веществ, подлежащих контролю в каждом из контролируемых источников, места размещения и необходимое оборудование точек контроля (замерных сечений), применение методов и средств контроля за выбросами содержится в Руководстве по контролю источников загрязнения атмосферы (ОНД-90).
Управление государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Ростехнадзора

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность – система норм права, регулирующих данный круг общественных отношений. Эти нормы права обладают известным единством, выражающимся прежде всего в наличии общих принципов правового регулирования, общих целях и задачах.

Принцип экологической безопасности – презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяйственной и иной деятельности. Законодатель установил приоритет экологической безопасности.

Основная задача в этой области – обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Объекты экологической безопасности – человек, его объединения, общество и государство, окружающая среда и ее составляющие – отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые территории.

1) государство, – осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Оно обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а за пределами ее территории оно гарантирует своим гражданам защиту и покровительство;

2) граждане, общественные организации и объединения обладают правами и обязанностями по обеспечению безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов, принятым в пределах их компетенции.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Для этого необходимо:

1) осуществление в приоритетном порядке учета интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

2) обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов;

3) разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, по предупреждению и ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов, системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах;

4) обеспечение экологической безопасности при разоружении, при обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами;

5) снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ;

6) реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности. Экологическая безопасность – состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей природной среды от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и иными средствами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector